Текст:Шипунова Светлана. Маленький волшебник на большом экране
Маленький волшебник на большом экране
Трудно представить, что делали бы дети в отрезанной от мира школе, окруженной с одной стороны рекой, а с другой — непроходимым загадочным лесом, не будь она школой волшебства. Зато совсем несложно догадаться, как проходила бы жизнь юного Гарри Поттера в семье его «милых» родственничков Дурслеев, не окажись он потомственным волшебником. К великой радости поклонников бестселлера Джоанны Роулинг, волшебник попадает-таки в школу волшебства, и вот тут-то и начинаются настоящие приключения Гарри Поттера, покорившего сердца детей и взрослых всего мира.
Казалось бы: ну чем тут удивишь?.. Волшебные палочки уже потрудились и над Золушкой, и над Спящей Красавицей, а на метле перелетали все бабки-ежки от мала до велика, но почему-то в школе волшебства Хогвартсе эти незатейливые предметы обрели новую жизнь. Причем такую яркую и зрелищную, мимо которой не смоги пройти самые знаменитые «сказочники» Голливуда во главе с самим Стивеном Спилбергом.
Правда, поговаривают, что Спилбергу досталось право экранизации только третьей книги о приключениях юного чародея «Гарри Поттер и узник Азкабана». Зато Крису Коламбусу («Один дома», «Мисс Даутфайер») принадлежит слава кинематографического отца Гарри, которого отныне невозможно представить иначе, как одиннадцатилетним английским школьником Дэниелом Рэдклиффом. Участие в сьемках фильма «Гарри Поттер и философский камень» именно английского мальчика — непременное условие Джоанны Роулинг. Видимо, дух туманного Альбиона чем-то сродни загадочному и таинственному средневековому Хогвартсу.
Может возникнуть вопрос: почему, собственно, средневековому? Ведь эпоха средневековья не самое сладкое время для обладателей чудодейственного дара. Но дело в том, что школа волшебства лишь по стилю архитектуры да по сложности коридорных переходов напоминает старинный замок, тогда как по своей природе она — создание параллельного мира. А в этом мире чего только нет: и волшебные палочки, и оживающие портреты, и страшные тролли, и разговаривающие привидения, и трехголовая собака, и метлосшибательная игра квиддич, и множество других «и», переполняющих экран благодаря стараниям «оскароносных» создателей картины — оператора Джона Сила («Английский пациент») и мастера спецэффектов Роба Легато («Титаник»).
Кинокомпания «Уорнер Бразерс» привлекла к работе лучших профессионалов современного кинематографа, чтобы показать людям детскую сказку о Добре и Зле… Или все-таки не совсем сказку? Что так трогает читателей и зрителей в этой фантастической истории? Что заставляет одних восторженно следить за приключениями юного героя, а других видеть в них пропаганду неправильных ценностей?
В печально знаменитую эпоху средневековья поклонников оккультных наук ожидало суровое наказание. Видимо, в наш просвещенный век детский оккультизм вызывает у некоторых людей опасение. В какой-то степени их можно понять: вступая .на путь борьбы со злом, Гарри Поттер и его друзья Гермиона Грейнджер (Эмма Уотсон) и Рон Уизли (Руперт Гринт) постоянно обращаются за помощью к волшебству. Чтобы раскрыть тайну философского камня, они усыпляют свидетеля их приключений, под плащом-невидимкой пробираются в запретную комнату и… становятся участниками волшебной шахматной партии. Их вера в волшебство безгранична, но на то это и детская сказка. Во взрослой акцент был бы смещен в сторону оружия. В итоге, конечно же, во всех сказках побеждает вера героев в самих себя.
Великолепная тройка «Гарри Поттера», как грани одного кристалла, дополняет друг друга: Гермиона — это знания, Рон Уизли — интуиция, Гарри — магия плюс Любовь, не менее магическое чувство, не позволившее злому магу Волдеморту уничтожить Гарри (как когда-то его родителей). Наверное, мог бы найтись более безопасный способ защиты философского камня от посягательств злобного Волдеморта, нежели усилия малолетних чародеев, например помощь мудрого наставника Альбуса Дамблдора (Ричард Харрис). Один его пронзительный взгляд — и всем стало бы ясно, кто одолжил свое тело ослабевшему духу Волдеморта. Но помощь Альбуса ограничивается предостережением от долгого взгляда в волшебное зеркало. Видя в нём воплощенные мечты, можно упустить реальную жизнь.
Неплохое замечание. Есть в нём нечто от высшей мудрости. Да и сам Дамблдор и его школа очень напоминают модель мироздания, в которой одинаково присутствуют и добро, и зло. Высшей инстанции остается только наблюдать за тем, какая из чаш перевешивает. Выбор остается за человеком. В данной истории — за маленьким человеком Гарри Поттером, пожелавшим остаться добрым волшебником.
Светлана ШИПУНОВА
Заметим…
По свидетельству прессы, Джоанна Роулинг пришла в восторг от экранизации своего первого романа. Поэтому оставим в стороне традиционные сравнения первоисточника и киноинтерпретации. Тем более что зрелище получилось яркое и увлекательное. По крайней мере, понятно, почему с такой скоростью окупаются 125 миллионов долларов, затраченных кинокомпанией «Уорнер Бразерс» на производство картины, и 150 миллионов, вложенных «Кока-колой» в рекламу. Магия кино — это великая сила.
газ. Вечерняя Уфа, 2002, 23 апр. (№ 77) с. 3