Текст:Черяпкин А. Фестиваль приказал: быть долго
ФЕСТИВАЛЬ ПРИКАЗАЛ: БЫТЬ ДОЛГО
Свершилось. Состоялось. Она — «Аэлита-92», он — фестиваль фантастики в Екатеринбурге. Проходил он в отеле «У погибшего биатлониста», как в шутку «фэны» прозвали спорткомплекс «Динамо», где они жили и были.
Велась секционная работа, встречались библиографы, издатели, члены ассоциации компьютерных фэнов и любители творчества братьев Стругацких. Не менее интересно шло общение в нерабочее время. Была и книжная лавка, в которой чего только не было. А не было, к сожалению, у фэнов, достаточных денег на неё.
Самым запоминающимся стал КВН между командами гоблинов и хоббитов. Присутствующие узнали много интересного о гоблинах. Оказалось, что они на Руси жили ещё до крепостного права. В их честь справлялось много праздников, а хозяйки пекли го-блины.
Немало известных личностей вышло из гоблинов: Соловей Адихматьевич, Алеша Попович и Михаил Сергеевич. Разводятся гоблины водкой. Точная пропорция утеряна, а при неправильном разведении получается сплошное гоблинство. О гоблинах существует масса литературы. Напомню всем известное.
«Два гоблина гонялись по лесу за сепульками. Вдруг в просвете между деревьями мелькнул паршивый хоббит. Один гоблин и говорит другому:
— Давай оставим сепулек и пойдем ловить хоббита.
Второй ответил:
— Мы в погоне за сепульками устали, и не стоит бросать умаявшихся сепулек и пускаться за свежим хоббитом.
— Когда есть хоббит, — возразил первый, — не буду я гоняться за сепульками…»
И так далее. Любой может продолжить это хрестоматийное произведение дальше. Чем хорош фестиваль фантастики, здесь можно пообщаться с известным писателей. Или хотя бы с начинающим. А.Балабуху начинающим назвать никак нельзя. В неспешной беседе вырисовался творческий путь автора.
— По образованию я — никто. Семь классов! И два курса техникума. Вернулся из армии с инвалидностью — отчислили из техникума по состоянию здоровья. По той же причине не приняли в Литературный институт, творческий конкурс прошел. Все, что знаю, — только благодаря себе. Рылся в книгах, разговаривал с людьми. И историей увлекаюсь с детства.
— Как Вы относитесь к засилью англоамериканской фантастики? Не задавит ли она нашу?
— Не задавит. Этот процесс идет повсюду. Выигрывает тот, кто сильнее экономически. Вся Западная Европа наводнена американскими фильмами. То же происходит и с поп-музыкой. Выигрывает тот, кто заваливает рынок своей продукцией. То же и с книгами. У нас нет денег, поэтому мы и не будем пытаться с ними конкурировать. Тем не менее. Вы во Франции заходите в книжный магазин и видите 72 наименования американской фантастики, но рядом и 18 французских. И это нормально. В Америке сейчас работает примерно 4-5 тысяч писателей-фантастов. У нас стольких нет. Дело ещё и в том, как переводят, кто переводит. Поскольку никто из нас свободно не читает в оригинале, то мы видим книги такими, какими их нам предлагают. Недавно я прочитал первый роман Фармера, переведенный профессионалом. И впервые понял, что такое Фармер. Беда в том, что мы не имеем культурного издателя. Такого, который бы не в ущерб своей коммерции заказал бы перевод того же Фармера хорошему переводчику, профессионалу.
— А почему так происходит?
— Слишком многие люди находятся не на своих местах и занимаются не своим делом.
— Андрей Дмитриевич, вы стихов случайно не пишете?
— Почему случайно не пишу? Пишу. И не случайно. Вот одно из любимых, «Фортинбрас».
У человечества незыблемый обычай:
Когда герои гибнут, всякий раз
Злых покарать, а добрых возвеличить
Приходит благородный Фортинбрас.
Рука его крепка, слова нам близки,
На белом восседает он коне...
И верят все, что злу пришел конец,
И павшим воздвигают обелиски.
Ссылает он навечно в рудники
Тех, чьи грехи безмерно велики,
Ждут остальных опала и забвенье —
Ликуй, народ! Остановись, мгновенье!
Но жизнь идет. В сердца стучится прах
Всех, кто бесследно сгинул в рудниках, -
И на глазах вчерашние злодеи
Становятся борцами за идеи.
К отмщению взывает кровь борцов,
И недовольство крепнет год от года
И вот исполнить чаянья народа
Является герой в конце концов.
Приходит благородный Фортинбрас
Злых покарать, а добрых — возвеличить...
Вы помните? Так было много раз —
Незыблем человеческий обычай.
Очень зрелищным было выступление ребят из Свердловского театра оружия под руководством Михаила Черниховского. Это весьма молодой коллектив, но по уровню исполнения трюков не уступает профессионалам. «Неунывающая компания обаятельных и ехидных головорезов», как они себя называют, готова в любой час дня и ночи фехтовать европейским или азиатским холодным оружием.
С фехтования все и началось. Появился клуб любителей исторического фехтования. Михаил тогда был актером Свердловского театра кукол. Затем учёба в АГИТМИКе, где выступал за сборную института. В руки попала книга по искусству фехтования XVI века. Тут-то он и понял — это его призвание.
В 1989 году судьба свела Михаила с Александром Щербаковым, ребята поехали в Польшу на Великий международный рыцарский турнир в замке Гомбаской, где получили бронзовую медаль. Там же Михаил неожиданно узнал, что входит в тройку специалистов по холодному оружию мирового масштаба.
Потом были съёмки фильма «Похищение чародея», приглашения от различных студий. В 1990 году ребята стали призёрами Первого Киевского международного рыцарского турнира. С этого времени они считают себя профессионалами.
Основные направления работы театра — постановка шоу-программ с демонстрацией владения холодным оружием, пеший и конный бои, имитация рыцарских турниров разных времен и народов с использованием исторически и этнографически достоверных аналогов вооружения.
Собирается театр Михаила Черниховского и в Уфу. Можно только порадоваться за жителей нашего города — зрелище предстоит увлекательнее.
Не менее интересным было общение с Владимиром Васильевым. Чтобы не докучать нашими фэновскими разговорами, приведу отрывок из новой его книги.
Подготовил А.ЧЕРЯПКИН.
газ. Экономика и мы (Уфа). – 1992. – № 29. – С. 14.