Текст:Хвостенко С., Валиева С. Хулиган из Арканара и другие обитатели фэндома

Материал из Буквицы
Перейти к навигации Перейти к поиску

ХУЛИГАН ИЗ АРКАНАРА И ДРУГИЕ ОБИТАТЕЛИ ФЭНДОМА

ClipCapIt-180103-144915.PNG

…ХУЛИГАНОМ из Арканара он зовет себя сам. Вага Колесо персонаж повести братьев Стругацких «Трудно быть богом». Наверное, лет 15 назад у Бори Завгороднего и появилась на руке татуировка «Вага». Теперь Борис «вырос», и это имя фигурирует на обложках фантастических сборников, которые издает Волгоградский КЛФ «Ветер времени» во главе со своим президентом Б. Завгородним. А рецензент, редактор и издатель — Вага Колесо.

Вообще Завгородний — неформальный лидер Фэндома. Если возможно было бы произвести замеры частоты, произнесения на «Аэлите» его имени, то рейтинг Завгороднего превысит популярность только что выбранного председателя Верховного Совета РСФСР во всей Свердловской области.

И формальные лидеры есть. Представитель федерации космонавтики, например, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Г. М. Гречко. Правда, о том, что он председатель Всесоюзного Совета КЛФ, Гречко узнал случайно только в прошлом году, но зато его именем, как заклинанием «Сим-Сим» уже было открыто много бюрократических дверей. Только не нужно подозревать фэнов в беспардонности и непорядочности. Кандидатуру Гречко предложил ЦК ВЛКСМ, заявив, что с космонавтом вопрос согласован. Тогда ЦК комсомола пытался прибрать к рукам фэновское движение. Сейчас ЦК ВЛКСМ от фэнов открестился.

— Структура Совете сразу была обречена на неуспех, — решили ребята. Однако от Всесоюзного Совета не отказались. Почему? Ну, во-первых, настоящий председатель Совета, а официально заместитель Гречко М. Якубовский (г. Ростов-на-Дону) сумел на общественных началах создать фонд фантастики на 500 абонентов, и многие клубы теперь имеют возможность покупать дефицитные издания не на чёрном рынке. А во-вторых…

— Совет нужен как вывеска, — объяснил Боря Сидюк, президент киевского КЛФ «Звездный путь». — Представь, прихожу я в официальную организацию и говорю: я любитель фантастики, а потому… Да меня погонят в три шеи! В лучшем случае за дурака примут. А когда я сообщаю, что я член Всесоюзного Совета, отношение совсем другое. Это дань любви нашей страны к официозу.

Кто-то считает, что Совет все равно не вечен: уже сейчас наша общественная жизнь складывается в стремление уйти из-под любого централизованного бюрократического начала… Впрочем, Всесоюзному Совету действительно нет аналогов во всем мире. За рубежом фэны собираются гораздо чаще, но для того чтобы общаться, а не прошибать бюрократическую стену официального презрения к фантастике общим лбом. А на этой почве «прошибания» рождаются настоящие маньяки (в хорошем смысле) от фантастики. Всего два года назад Аркадий Стругацкий поведал о своем желании переделать школьную программу по литературе: ввести в 1-5 классах уроки настоящей фантастики и сказки, которая детям понятна и воспитывает любовь к большой литературе. Однако он был уверен в том, что это дело даже несдвигаемо с мертвой точки. Анна Белошистая, член Совета из Мурманска, сдвинула. В одиночку. Уже сейчас в издательстве «Дом» верстается первый сборник библиотеки детской фантастики из 70 томов, более 140 наименований, предназначенной для детей от двух до четырнадцати лет. Юрий Ричков создает в Ульяновске дом-музей фантастики и сказки с библиотекой и Диснейлендом.

Сейчас, слава Богу, были бы крепки нервы, многое стало возможным, о чём раньше фэнам и мечтать-то было зазорно. Но и в этой семье не без урода. Одесское творческое хозрасчетное объединение любителей фантастики начало издавать девятитомник Стругацких, как-то забыв про авторское право, но предварительно собрав со всех клубов по 800 рублей. Братья, узнав об этом, решили: если сборник выйдет — ТХОЛФ заплатит штраф — около 25 тысяч. Одесситы, пораскинув мозгами, обещали клубам деньги вернуть. Невыгодно получается! А происходит подобное потому, что СССР до сих пор не принял Венскую конвенцию по авторскому праву. И если государство занимается пиратской практикой — издает зарубежных авторов, не вспоминая о причитающемся им гонораре, то неужели одессит устоит?

Другое дело фэны, которые, не жалея себя и не получая за это ни копейки, переводят, печатают, переплетают и размножают произведения не издававшихся у нас никогда авторов. По некоторым подсчетам самиздатом переведено около 1400 названий. В издательстве «Мир» за 22 года в серии «Зарубежная фантастика» вышло не более сотни книг. Причем наш самиздат пользуется громадным успехом за границей, но не потому, что он лучший в мире, а потому, что такого просто нигде нет. В любой стране, включая бывший социалистический лагерь, издается не меньше сотни красочных фантастических журналов. В СССР — журнал в журнале «Уральский следопыт» в 50 страниц на всю страну, да и оттуда его собираются изживать: — Мы же краеведы, — объяснили нам в редакции.

Борис Завгородний, первый и единственный представитель СССР на Евроконе в Италии («Аэлита» — западноевропейского масштаба) привез с собой чемодан фэновского самиздата. Показать. Подарить. Но предприимчивые итальянцы продали советские списки на 300 миллионов лир. Завгородний их не принял, но зато заслужил к себе пристальное внимание госбезопасности.

— Представляешь, — удивляется он, — письма доходят, на которых адреса нет, а написано: СССР, Завгороднему. Правда, все вскрытые.

Что ж, комсомолу фэны не нужны, так, может, КГБ возьмет их под свою опеку?

[Хвостенко С., Валиева С.]

Ленинец (Уфа). — 1990. — 14 июня. — 71 (7577). — С. 4

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2006