Текст:Иванникова Анна. Не боги — но люди

Материал из Буквицы
Перейти к навигации Перейти к поиску

Не боги — но люди

Анна Иванникова

(Эссе по повести А. и Б. Стругацких «Трудно быть богом»)

Не побоюсь аналогий — далеко-планетное государство Арканар Стругацких — это наша Земля. Время не имеет значения.

Юноша Антон после обучения в Институте экспериментальной истории отправляется наблюдателем на далекую планету, находящуюся по уровню развития на стадии земного средневековья. По разработанной на Земле теории он не имеет права активно вмешиваться в естественный ход событий местной цивилизации. Он, как и 250 других Наблюдателей на этой планете, всего лишь исследователь событий, данных в рамках Проблемы Бескровного Воздействия. Несмотря на огромные технические возможности, он не может влиять на события: «Стисни зубы и помни, что они не ведают, что творят, почти никто из них не виноват, и поэтому ты должен быть терпеливым и терпимым…»

Однако события в государстве Арканар, где Антон легализован под именем дона Руматы, явно выходят за рамки земной «базисной теории феодализма». При встрече со старшим товарищем Наблюдателем Александром Васильевичем (доном Кондором) Антон высказывает свои опасения, доказывает, что «серое движение» — это не просто мелкое отклонение от теории.

В Арканаре начинается чудовищная резня, уничтожаются не только ученые, а просто грамотные люди. И единственное, что может сделать Антон, — это спасать отдельных ученых, переправляя их в соседние государства. Однако Александр Васильевич, как старший товарищ, уверяет Антона, что он преувеличивает опасность, напоминает, что даже спасение отдельных людей уже является нарушением статуса Наблюдателя. Пресловутое Бескровное Воздействие. Люди Земли сюда пришли «…для того, чтобы помочь этому человечеству, а не для того, чтобы утолять свой справедливый гнев. Если ты слаб, уходи… В конце концов ты… знал, что здесь увидишь».

Антон вынужден подчиниться, хотя не может принять такую позицию — «так хочется разрядить ненависть… Но ничего не выйдет. Останемся гуманными, всех простим и будем спокойны, как боги. Пусть они режут и оскверняют, мы будем спокойны, как боги. Богам спешить некуда, у них впереди вечность…»

Но люди — не боги. Человеческому терпению есть предел. Когда во время мятежа «серых» погибает любимая, Антон забывает, что он всего лишь Наблюдатель. (Как, кстати, и некоторые другие до него). Но и здесь он выступает не как могущественный Землянин (Бог?), а как дон Румата.

Антона спасают. Его вмешательство не имеет последствий для Проблемы Бескровного Воздействия. Боги остались богами…

А нужны ли такие боги? Стругацкие прямо не ставят этот вопрос и не дают на него ответа, оставляя эту сторону проблемы на суд читателя.

Может быть, и прав мудрый Наблюдатель Александр Васильевич… Но мне ближе позиция Антона.

Трудно быть Богом. Но ещё труднее быть Человеком.

с. Камбулат, Туркменский район.

Источник: «Ставропольская правда», 24 мая 2007 г.