Текст:Заяц Виктор. Пулемёт (ж. Кукумбер 2007 № 10)
Заяц Виктор — Пулемёт
По дороге в школу Витька нашёл настоящий боевой патрон. Захотел он этой радостью поделиться с ребятами, но решил, что одним патроном никого не удивишь. Поэтому, войдя в класс, громко сказал:
– У меня на чердаке лежит зенитный пулемёт от танка! – Врёшь! – сказали ребята. На это Витька им ответил:
– И к нему два ящичка патронов! А ребята опять:
– Врёшь! Тогда Витька достал патрон и стал подбрасывать его на ладошке. – Ух, ты! – сказали ребята и стали выпрашивать у Витьки патрон, чтобы посмотреть. Но девчонки всё же сомневались:
– Может, ты его на улице нашёл? В это время в класс забежал Колька, он всегда опаздывал и прибегал мокрый и растрепанный. Девчонки сразу бросились к нему:
– А, правда, у Витки на чердаке пулемёт? Колька сел на своё место, отдышался и сказал:
– Мы с Витькой ходим с этим пулемётом в тир и стреляем по бегающим мишеням! Во время урока Колька пихнул Витьку локтем и спросил:
– Ты зачем врёшь? – А ты зачем? – Не знаю. – И я не знаю. На перемене им пришлось врать пуще прежнего, потому что все ребята интересовались пулемётом. К середине дня вся школа знала, что Витька с Колькой разбирают и собирают пулемёт с завязанными глазами и стреляют трассирующими пулями в ночное небо. Витька наврал, что замерял дальность полета пули и, оказалось, что она из Москвы долетела до деревни в Донецкой области, где живёт Витькина бабушка. А на последней перемене Колька объявил:
– Мы зимой с этим пулемётиком ходили на охоту и застрелили волка и медведя. Маленькая девочка из первого класса сказала:
– Зимой медведи спят. – А это медведь-шалун! – Не шалун, а шатун, – поправил Витька. – Он шатается. – И шалит, – добавил Колька. После уроков к Витькиному дому стали приходить ребята. Там были не только его одноклассники, приходили мальчики и девочки, которых вовсе никто не знал. Даже Колькин двоюродный брат пришёл откуда-то весь грязный и привёл двух мальчиков из своего детского сада. На чердак вела только одна дверь в подъезде, но там висел большой замок. Ребята, конечно, попытались его открыть, но у них ничего не получилось. Витька сказал:
– Это дедушка ключ спрятал, чтобы я с пулемётом не слонялся по городу. Тогда ребята стали толпой ходить вокруг дома и смотреть на крышу в надежде отыскать какую-нибудь лазейку. Но лазейки не оказалось, только сбоку, над глухой стеной, под самой крышей виднелось маленькое окошко с выбитыми стёклами. Но окошко было слишком высоко. Ребята огорчились и стали расходиться, и тут появился Колька. Он сначала расстраивался вместе со всеми, а потом стал подпрыгивать, чтобы увидеть пулемёт в окошке. Но не увидел и начал притворяться, что думает о том, как забраться на чердак. Он то чесал затылок, то бил себя кулаком по лбу, то с закрытыми глазами надвигался на девочек. И хотя Колька только притворялся, он всё-таки придумал, как достать пулемёт. Прямо возле Витькиного дома находился овощной магазин, а возле магазина складировались пустые деревянные ящики. Колька хлопнул себя по коленке и крикнул:
– Ящички составим и на чердачок залезем! Ребята сразу побежали к магазину, остался один Колька. Не потому, что ему было лень таскать ящики, просто Колька хотел залезть на чердак первым. А ребята принесут ящик, поставят на другой и сразу на него лезут. И, как не полезут, так и сами упадут, и всё развалят. Тогда Колька стал принимать у ребят ящики и составлять их лесенкой. Таким образом, ящики не падали, и взбираться было удобно. Приходили другие, прохожие ребята и спрашивали:
– Что вы делаете? Колька хмурил брови и строго отвечал:
– Пулемёт достаём. Но, к сожалению, ящики кончились, а до чердака было ещё далеко. Ребята опять расстроились. Колька сидел наверху, смотрел в небо и думал, на этот раз всерьёз. Потом он посмотрел на ребят и сказал:
– Не достать. Но тут из-за угла соседнего дома выскочили две девочки. Они быстро-быстро тащили к ящикам старую деревянную лестницу. Этой лестницы хватило как раз до окошка. Колька, не мешкая ни секунды, на неё полез. А ребята переживали, что лестница не выдержит, потому что Колька был толстый. Они схватили его за штаны и стали стаскивать вниз:
– Колька, слезай! Лестницу сломаешь! А он схватился за ступеньку и категорически слезать не хотел:
– Не сломаю! Пустите меня! Я лёгкий! В это время заведующая овощным магазином обнаружила пропажу ящиков, выскочила на улицу и стала лихо гоняться за всеми ребятами. Она пыталась схватить то одного, то другого и при этом кричала:
– Что натворили! А! Что натворили! Заведующая была в белом халате, только он был весь грязный. От этого она была похожа на свирепого санитара из больницы. Один мальчик, которого привел Колькин брат, от страха разрыдался. Из ворот магазина вышла маленькая пожилая продавщица. Заведующая увидела её и закричала:
– Таня! Вызывай милицию! Услышав слово «милиция», ребята тут же разбежались. Только один Колька карабкался по лестнице на чердак. Витька убежал самый первый. Он заскочил домой, задвинул на окнах занавески и принялся наблюдать в маленькую щёлку за тем, что происходит во дворе. А во дворе растрёпанная, красная заведующая волокла бедного Кольку к магазину. Колька молча извивался, махал руками и ногами. От этого рубашка расстегнулась, а штаны сползли. Заведующая оказалась крепкая, но возле самых ворот схватка завершилась Колькиной победой. Он вырвался из цепких рук, пролетел через двор и исчез. Витька обрадовался за друга и прошептал:
– Молодец! Потом он наблюдал, как двое рабочих до самых сумерек перетаскивали ящики назад к магазину. С тех пор прошло много лет. Витьку Зайцева давно уже стали называть Виктором Викторовичем. Маленький двухэтажный дом, где он жил, сломали, а на его месте построили новый, большой. И вот, порой проходит Виктор Викторович мимо этого дома и вспоминает свой чердак. Он отчетливо помнит, как из разбитого окошка солнечные лучи падали на ствол большого, чёрного пулемёта, какой устанавливают на танках. Помнит зелёные цинковые ящики с патронами, пулемётную ленту и запах оружейного масла. Проходит он мимо, и каждый раз думает: «И откуда же, всё-таки, на чердаке мог оказаться зенитный пулемёт?»