По, Эдгар Аллан

Материал из Буквицы
Версия от 17:43, 11 декабря 2021; Karaby (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''По''' (Рое) Эдгар Аллан (19.1.1809, Бостон, — 7.10.1849, Балтимор), американский писатель и критик....»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Эдгар Аллан По
A05047 31.jpeg
Дата рождения: 1809({{padleft:1809|4|0}})
Дата смерти: 1849({{padleft:1849|4|0}})
Библиография


По (Рое) Эдгар Аллан (19.1.1809, Бостон, — 7.10.1849, Балтимор), американский писатель и критик. Родился в семье актёров. Рано осиротев, воспитывался ричмондским купцом Дж. Алланом, в 1815—20 жил в Великобритании. В 1826 поступил в Виргинский университет, в 1827—29 служил в армии. В 1830—31 учился в военной академии в Уэст-Пойнте, за нарушение дисциплины был исключен. Ранние романтические стихи П. вошли в сборники «Тамерлан и другие стихотворения» (1827, издан анонимно), «Аль-Аарааф, Тамерлан и мелкие стихотворения» (1829) и «Стихотворения» (1831). Первые рассказы опубликовал в 1832. После 1836 всецело отдаётся журналистской работе, печатает критические статьи и рассказы. В 1838 выходит его «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» — о путешествии к Южному полюсу. Двухтомник рассказов «Гротески и арабески» (1840) отмечен глубокой поэтичностью, лиризмом, трагической взволнованностью. Важный мотив романтической новеллистики П. — тема одиночества; М. Горький отмечал трагическое в самом глубоком смысле слова существование самого писателя. П. — родоначальник детективной литературы (рассказы «Убийство на улице Морг», «Золотой жук» и др.). В философской поэме в прозе «Эврика» (1848) П. предвосхитил жанр научно-художественной прозы; ему принадлежит ряд научно-фантастических рассказов. Широкую известность принёс П. сборник «Ворон и другие стихотворения» (1845). Некоторые черты творчества П. — иррациональность, мистицизм, склонность к изображению патологических состояний — предвосхитили декадентскую литературу (см. Декадентство). Один из первых профессиональных литературных критиков в США, П. сформулировал теорию единства впечатления, оказавшую влияние на развитие американской эстетики («Философия творчества», 1846; «Поэтический принцип», 1850). Воздействие новеллистики П. испытали на себе А. К. Доил, Р. Л. Стивенсон, А. Вире, Г. К. Честертон. Французские и русские поэты-символисты считали его своим учителем. К творчеству П. обращались композиторы К. Дебюсси, С. В. Рахманинов.


 


  Соч.: The complete works, ed. by J. A. Harrison, v. 1—17, N. Y., 1965; в рус. пер.— Полн. собр. поэм и стихотворений, М. — Л., 1924; Полн. собр. рассказов, М., 1970; Избр. произведения, т. 1—2, М., 1972.


 


  Лит.: История американской литературы, т.1, М. — Л., 1947; Боброва М. Н.. Романтизм в американской литературе XIX в., М., 1972; Davidson Е. Н., Рое. A critical study, Camb. (Mass.), 1964; Рое. A collection of critical essays. Ed. by R. Regan, Englewood Cliffs (N. J.), [1967]; Quinn A. H., Е. А. Рое. A critical biography, N. Y., 1969; Moss S. P., Poe's literary battles, Durham (N. C.), 1963.


 


 

(БСЭ, 3-е изд.)