Москвитянин: различия между версиями

Материал из Буквицы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
Строка 1: Строка 1:
{{Периодика
{{Периодика
|название          = Москвитянин
|название          = Москвитянин
|тип издания      = ?
|тип издания      = журнал
|оригинал названия =  
|оригинал названия =  
|изображение      =  
|изображение      =  
Строка 8: Строка 8:
|прежние названия  =  
|прежние названия  =  
|специализация    =  
|специализация    =  
|периодичность    =  
|периодичность    = 2 р. в мес.
|сокращение        =  
|сокращение        =  
|язык              = русский
|язык              = русский
|адрес редакции   = <!--$place-->
|место издания   = Москва
|главный редактор  =  
|главный редактор  = М. П. Погодин
|учредители        =  
|учредители        =  
|издатель          =  
|издатель          = М. П. Погодин
|издательство      =  
|издательство      =  
|страна            = Российская Империя
|страна            = Российская Империя
Строка 22: Строка 22:
|формат            =  
|формат            =  
}}
}}
                       
 
                       
== Описание ==
== Описание ==
<!--orig:feb/pp1-2961-->
<!--orig: feb/pp1-2961-->
<!--fullname:Москвитянин (1841—1856)-->
<!--fullname:Москвитянин (1841—1856)-->
'''Москвитянин''' журнал, выходил в Москве в 1841—1856, ежемесячно, с 1849 — 2 раза в месяц. Ред.-изд. М.&nbsp;П.&nbsp;Погодин, его ближайший сотрудник — С.&nbsp;П.&nbsp;Шевырев.
'''Москвитянин''' — журнал, выходил в Москве в 1841—1856, ежемесячно, с 1849 — 2 раза в месяц. Ред.-изд. — М. П. Погодин, его ближайший сотрудник — С. П. Шевырев.


Журнал, созданный при помощи министра народного просвещения С.&nbsp;С.&nbsp;Уварова, был противником передовой русской общественно-литературной мысли и журналистики, в первую очередь «Отечественных записок». «М.» — издание реакционного направления. В 40-е годы журнал имел отделы: ''Духовное красноречие'', ''Изящная словесность'', ''Науки'', ''Материалы для истории русской словесности'', ''Критика и библиография'', ''Славянские новости'', ''Смесь''. Сотрудниками журнала были М.&nbsp;А.&nbsp;Дмитриев, И.&nbsp;И.&nbsp;Дмитриев, Ф.&nbsp;Н.&nbsp;Глинка, А.&nbsp;С.&nbsp;Стурдза, П.&nbsp;И.&nbsp;Шаликов, К.&nbsp;К.&nbsp;Павлова, П.&nbsp;А.&nbsp;Вяземский, К.&nbsp;С.&nbsp;Аксаков, Н.&nbsp;М.&nbsp;Языков, А.&nbsp;С.&nbsp;Хомяков, И.&nbsp;В.&nbsp;Киреевский, А.&nbsp;А.&nbsp;Фет, А.&nbsp;А.&nbsp;Григорьев, Н.&nbsp;В.&nbsp;Берг и др. В «М.» появилось большое число сочинений по истории религии, проповедей и «слов» митрополитов. Провозгласив Запад разлагающимся трупом, «М.» призывал опереться на русские самобытные начала, которые помогут России спасти мир и повести его за собой. Самобытность России — это «древнее чувство религиозное, чувство ее государственного единства и сознание своей народности», которая понималась руководителями «М.» как извечное смиренномудрие народа, его единство с царем, помещиком и церковью. Все эти положения были сформулированы в статье Шевырева «Взгляд русского на современное образование Европы».
Журнал, созданный при помощи министра народного просвещения С. С. Уварова, был противником передовой русской общественно-литературной мысли и журналистики, в первую очередь «Отечественных записок». «М.» — издание реакционного направления. В 40-е годы журнал имел отделы: ''Духовное красноречие'', ''Изящная словесность'', ''Науки'', ''Материалы для истории русской словесности'', ''Критика и библиография'', ''Славянские новости'', ''Смесь''. Сотрудниками журнала были М. А. Дмитриев, И. И. Дмитриев, Ф. Н. Глинка, А. С. Стурдза, П. И. Шаликов, К. К. Павлова, П. А. Вяземский, К. С. Аксаков, Н. М. Языков, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, А. А. Фет, А. А. Григорьев, Н. В. Берг и др. В «М.» появилось большое число сочинений по истории религии, проповедей и «слов» митрополитов. Провозгласив Запад разлагающимся трупом, «М.» призывал опереться на русские самобытные начала, которые помогут России спасти мир и повести его за собой. Самобытность России — это «древнее чувство религиозное, чувство её государственного единства и сознание своей народности», которая понималась руководителями «М.» как извечное смиренномудрие народа, его единство с царем, помещиком и церковью. Все эти положения были сформулированы в статье Шевырева «Взгляд русского на современное образование Европы».


В соответствии с общим направлением «М.» находятся и его философские и исторические воззрения. Резко критикуя западноевропейскую философию, «М.» в статьях Стурдзы, И.&nbsp;И.&nbsp;Давыдова, М.&nbsp;А.&nbsp;Дмитриева развивал так называемую «христианскую философию», которая ставила целью борьбу с материализмом и рационализмом. Статьи по русской истории Погодина также основывались на противопоставлении России Западу и проповеди «квасного патриотизма».
В соответствии с общим направлением «М.» находятся и его философские и исторические воззрения. Резко критикуя западноевропейскую философию, «М.» в статьях Стурдзы, И. И. Давыдова, М. А. Дмитриева развивал так называемую «христианскую философию», которая ставила целью борьбу с материализмом и рационализмом. Статьи по русской истории Погодина также основывались на противопоставлении России Западу и проповеди «квасного патриотизма».


Литературно-критический отдел «М.», руководимый Шевыревым, занял резко отрицательную позицию по отношению к «натуральной школе», материалистической эстетике и критике Белинского (статья «Взгляд на современное направление русской литературы. Сторона черная» Шевырева). Шевырев враждебно относился к реалистическим произведениям М.&nbsp;Ю.&nbsp;Лермонтова и Н.&nbsp;В.&nbsp;Гоголя, к первым шагам в литературе Н.&nbsp;А.&nbsp;Некрасова, И.&nbsp;С.&nbsp;Тургенева, Ф.&nbsp;М.&nbsp;Достоевского, зато высоко оценил «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя.
Литературно-критический отдел «М.», руководимый Шевыревым, занял резко отрицательную позицию по отношению к «натуральной школе», материалистической эстетике и критике Белинского (статья «Взгляд на современное направление русской литературы. Сторона чёрная» Шевырева). Шевырев враждебно относился к реалистическим произведениям М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя, к первым шагам в литературе Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, зато высоко оценил «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя.


«М.» ожесточенно полемизировал с «Отечественными записками», выступал с клеветническими статьями против Белинского, доходя при этом до прямых доносов (стихотворение М.&nbsp;А.&nbsp;Дмитриева «Безымянному критику», Б.&nbsp;М.&nbsp;Федорова «Крысы», Н.&nbsp;М.&nbsp;Языкова «К не нашим»). Статьи Шевырева нашли достойную отповедь в памфлете Белинского «Педант», нанесшем сокрушительный удар по литературно-политической репутации Шевырева. Столь же решительный отпор получила направленная против «Современника» статья Ю.&nbsp;Ф.&nbsp;Самарина «О мнениях «Современника», исторических и литературных» в статье Белинского «Ответ «Москвитянину»».
«М.» ожесточенно полемизировал с «[[Отечественные записки|Отечественными записками]]», выступал с клеветническими статьями против Белинского, доходя при этом до прямых доносов (стихотворение М. А. Дмитриева «Безымянному критику», Б. М. Федорова «Крысы», Н. М. Языкова «К не нашим»). Статьи Шевырева нашли достойную отповедь в памфлете Белинского «Педант», нанесшем сокрушительный удар по литературно-политической репутации Шевырева. Столь же решительный отпор получила направленная против «[[Современник]]а» статья Ю. Ф. Самарина «О мнениях „Современника“, исторических и литературных» в статье Белинского «Ответ „Москвитянину“».


В «М.» сотрудничали славянофилы, так как журнал «официальной народности» был наиболее близок им по своему направлению. Поэтому в 1845 Погодин решился передать редактирование «М.» видному славянофилу И.&nbsp;В.&nbsp;Киреевскому, который поместил в журнале свою программную статью «Обозрение современного состояния словесности». Однако, выпустив всего три книжки «М.» за 1845, Киреевский отказался от дальнейшего редактирования журнала, так как сотрудничество с издателем оказалось невозможным вследствие неумеренных претензий Погодина, желавшего распоряжаться в журнале, что не соответствовало намерениям славянофилов.
В «М.» сотрудничали славянофилы, так как журнал «официальной народности» был наиболее близок им по своему направлению. Поэтому в 1845 Погодин решился передать редактирование «М.» видному славянофилу И. В. Киреевскому, который поместил в журнале свою программную статью «Обозрение современного состояния словесности». Однако, выпустив всего три книжки «М.» за 1845, Киреевский отказался от дальнейшего редактирования журнала, так как сотрудничество с издателем оказалось невозможным вследствие неумеренных претензий Погодина, желавшего распоряжаться в журнале, что не соответствовало намерениям славянофилов.


Если в первые годы издания «М.» пользовался некоторой популярностью, то к середине 40-х годов интерес к нему пропадает. Число подписчиков падает до 300. В 1846 было недодано две книжки журнала, а в 1847 вышло лишь три книжки.
Если в первые годы издания «М.» пользовался некоторой популярностью, то к середине 40-х годов интерес к нему пропадает. Число подписчиков падает до 300. В 1846 было недодано две книжки журнала, а в 1847 вышло лишь три книжки.


Издание несколько оживилось в 1850, когда литературно-критический отдел перешел к так называемой «молодой редакции» (А.&nbsp;Н.&nbsp;Островский, А.&nbsp;А.&nbsp;Григорьев, Е.&nbsp;П.&nbsp;Эдельсон, Б.&nbsp;Н.&nbsp;Алмазов, Т.&nbsp;И.&nbsp;Филиппов, Л.&nbsp;А.&nbsp;Мей, артисты П.&nbsp;М.&nbsp;Садовский и И.&nbsp;Ф.&nbsp;Горбунов) при сохранении общего руководства журналом в руках Погодина. Близки к «молодой редакции» были А.&nbsp;Ф.&nbsp;Писемский, П.&nbsp;И.&nbsp;Мельников-Печерский.
Издание несколько оживилось в 1850, когда литературно-критический отдел перешел к так называемой «молодой редакции» (А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Е. П. Эдельсон, Б. Н. Алмазов, Т. И. Филиппов, Л. А. Мей, артисты П. М. Садовский и И. Ф. Горбунов) при сохранении общего руководства журналом в руках Погодина. Близки к «молодой редакции» были А. Ф. Писемский, П. И. Мельников-Печерский.


«Молодую редакцию» объединяло со «старой редакцией» сходное решение вопроса «о нашей умственной и нравственной самостоятельности», хотя главным носителем русской самобытности «молодая редакция» считала патриархальное купечество.
«Молодую редакцию» объединяло со «старой редакцией» сходное решение вопроса «о нашей умственной и нравственной самостоятельности», хотя главным носителем русской самобытности «молодая редакция» считала патриархальное купечество.


Критики «молодой редакции» (Григорьев, Эдельсон, Алмазов) выступали против «светской литературы», давали во многом справедливые оценки творчества И.&nbsp;А.&nbsp;Гончарова, Ф.&nbsp;М.&nbsp;Достоевского, А.&nbsp;Ф.&nbsp;Писемского. Однако они извращали характер творчества Гоголя, осуждали поэзию Лермонтова, нападали на писателей «натуральной школы», особенно на Некрасова, Герцена. Осуждали они и критическую позицию В.&nbsp;Г.&nbsp;Белинского и Н.&nbsp;Г.&nbsp;Чернышевского. Лучшим современным писателем «молодая редакция» считала Островского, выдвигая при этом на первый план слабые стороны первых пьес Островского — идеализацию патриархального купечества (в опубликованных в «М.» пьесах «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется», а также в отдельно выпущенной пьесе «Бедность не порок»).
Критики «молодой редакции» (Григорьев, Эдельсон, Алмазов) выступали против «светской литературы», давали во многом справедливые оценки творчества И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, А. Ф. Писемского. Однако они извращали характер творчества Гоголя, осуждали поэзию Лермонтова, нападали на писателей «натуральной школы», особенно на Некрасова, Герцена. Осуждали они и критическую позицию В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского. Лучшим современным писателем «молодая редакция» считала Островского, выдвигая при этом на первый план слабые стороны первых пьес Островского — идеализацию патриархального купечества (в опубликованных в «М.» пьесах «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется», а также в отдельно выпущенной пьесе «Бедность не порок»).


Сотрудничество «молодой редакции» с Погодиным было кратковременным. Расхождения во взглядах привели к тому, что с 1853 «молодая редакция» перестает существовать, а ее участники если и печатаются в «М.», то только на правах обычных сотрудников.
Сотрудничество «молодой редакции» с Погодиным было кратковременным. Расхождения во взглядах привели к тому, что с 1853 «молодая редакция» перестает существовать, а её участники если и печатаются в «М.», то только на правах обычных сотрудников.


В последние годы «М.», оставаясь на прежних реакционных позициях, заполнялся по преимуществу историческими статьями Погодина, псевдопатриотическими стихами, описаниями обедов в честь героев Севастополя. Книжки журнала очень запаздывали, последние номера за 1856 вышли только в конце 1857.
В последние годы «М.», оставаясь на прежних реакционных позициях, заполнялся по преимуществу историческими статьями Погодина, псевдопатриотическими стихами, описаниями обедов в честь героев Севастополя. Книжки журнала очень запаздывали, последние номера за 1856 вышли только в конце 1857.
Строка 53: Строка 52:
<small>''Приложения'': «Гостинец». Альманах в подарок молодым читателям «Москвитянина», М., 1850 (художественные произведения и статьи, носившие по преимуществу назидательный характер).</small>
<small>''Приложения'': «Гостинец». Альманах в подарок молодым читателям «Москвитянина», М., 1850 (художественные произведения и статьи, носившие по преимуществу назидательный характер).</small>


<small>''Указатели'': Систематическое оглавление «Москвитянина» за 1849 год, М., 1849; ''Бартенев&nbsp;П.'', Указатель статей и материалов по истории, словесности, статистике и этнографии России, помещенных в «Москвитянине» за 1841—1853 годы, М., [1855]; Оглавление «Москвитянина» за 1855—1856&nbsp;гг. «М.», 1856, №№&nbsp;13—16.</small>
<small>''Указатели'': Систематическое оглавление «Москвитянина» за 1849 год, М., 1849; ''Бартенев П.'', Указатель статей и материалов по истории, словесности, статистике и этнографии России, помещенных в «Москвитянине» за 1841—1853 годы, М., [1855]; Оглавление «Москвитянина» за 1855—1856 гг. «М.», 1856, № 13—16.</small>


{{Автор статьи|Ист.: Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник. — М.: Гос. изд-во Полит. лит., 1959}}
{{Автор статьи|Ист.: Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник. — М.: Гос. изд-во Полит. лит., 1959}}
Строка 63: Строка 62:
=== Главные редакторы ===
=== Главные редакторы ===
                          
                          
== Библиографическая справка ==
== Библиографическая справка ==
{{Спецификация издания|}}
{{Спецификация издания|}}
                          
                          
== Наличие в библиотеках ==
== Наличие в библиотеках ==
                          
                          
== Наличие в сети ==
== Наличие в сети ==
{{Книжный трекер|url=|name=}}
{{Книжный трекер|url=|name=}}

Текущая версия от 10:41, 26 февраля 2014

Москвитянин
Периодичность: 2 р. в мес.
Язык: русский
Главный редактор: М. П. Погодин
Издатель: М. П. Погодин
Страна: Российская империяFlag of Russia.svg Российская империя
Место издания: Москва
Дата основания: 1841
Дата прекращения: 1856
Указатели содержания
Архив номеров

Описание

Москвитянин — журнал, выходил в Москве в 1841—1856, ежемесячно, с 1849 — 2 раза в месяц. Ред.-изд. — М. П. Погодин, его ближайший сотрудник — С. П. Шевырев.

Журнал, созданный при помощи министра народного просвещения С. С. Уварова, был противником передовой русской общественно-литературной мысли и журналистики, в первую очередь «Отечественных записок». «М.» — издание реакционного направления. В 40-е годы журнал имел отделы: Духовное красноречие, Изящная словесность, Науки, Материалы для истории русской словесности, Критика и библиография, Славянские новости, Смесь. Сотрудниками журнала были М. А. Дмитриев, И. И. Дмитриев, Ф. Н. Глинка, А. С. Стурдза, П. И. Шаликов, К. К. Павлова, П. А. Вяземский, К. С. Аксаков, Н. М. Языков, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, А. А. Фет, А. А. Григорьев, Н. В. Берг и др. В «М.» появилось большое число сочинений по истории религии, проповедей и «слов» митрополитов. Провозгласив Запад разлагающимся трупом, «М.» призывал опереться на русские самобытные начала, которые помогут России спасти мир и повести его за собой. Самобытность России — это «древнее чувство религиозное, чувство её государственного единства и сознание своей народности», которая понималась руководителями «М.» как извечное смиренномудрие народа, его единство с царем, помещиком и церковью. Все эти положения были сформулированы в статье Шевырева «Взгляд русского на современное образование Европы».

В соответствии с общим направлением «М.» находятся и его философские и исторические воззрения. Резко критикуя западноевропейскую философию, «М.» в статьях Стурдзы, И. И. Давыдова, М. А. Дмитриева развивал так называемую «христианскую философию», которая ставила целью борьбу с материализмом и рационализмом. Статьи по русской истории Погодина также основывались на противопоставлении России Западу и проповеди «квасного патриотизма».

Литературно-критический отдел «М.», руководимый Шевыревым, занял резко отрицательную позицию по отношению к «натуральной школе», материалистической эстетике и критике Белинского (статья «Взгляд на современное направление русской литературы. Сторона чёрная» Шевырева). Шевырев враждебно относился к реалистическим произведениям М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя, к первым шагам в литературе Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, зато высоко оценил «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя.

«М.» ожесточенно полемизировал с «Отечественными записками», выступал с клеветническими статьями против Белинского, доходя при этом до прямых доносов (стихотворение М. А. Дмитриева «Безымянному критику», Б. М. Федорова «Крысы», Н. М. Языкова «К не нашим»). Статьи Шевырева нашли достойную отповедь в памфлете Белинского «Педант», нанесшем сокрушительный удар по литературно-политической репутации Шевырева. Столь же решительный отпор получила направленная против «Современника» статья Ю. Ф. Самарина «О мнениях „Современника“, исторических и литературных» в статье Белинского «Ответ „Москвитянину“».

В «М.» сотрудничали славянофилы, так как журнал «официальной народности» был наиболее близок им по своему направлению. Поэтому в 1845 Погодин решился передать редактирование «М.» видному славянофилу И. В. Киреевскому, который поместил в журнале свою программную статью «Обозрение современного состояния словесности». Однако, выпустив всего три книжки «М.» за 1845, Киреевский отказался от дальнейшего редактирования журнала, так как сотрудничество с издателем оказалось невозможным вследствие неумеренных претензий Погодина, желавшего распоряжаться в журнале, что не соответствовало намерениям славянофилов.

Если в первые годы издания «М.» пользовался некоторой популярностью, то к середине 40-х годов интерес к нему пропадает. Число подписчиков падает до 300. В 1846 было недодано две книжки журнала, а в 1847 вышло лишь три книжки.

Издание несколько оживилось в 1850, когда литературно-критический отдел перешел к так называемой «молодой редакции» (А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Е. П. Эдельсон, Б. Н. Алмазов, Т. И. Филиппов, Л. А. Мей, артисты П. М. Садовский и И. Ф. Горбунов) при сохранении общего руководства журналом в руках Погодина. Близки к «молодой редакции» были А. Ф. Писемский, П. И. Мельников-Печерский.

«Молодую редакцию» объединяло со «старой редакцией» сходное решение вопроса «о нашей умственной и нравственной самостоятельности», хотя главным носителем русской самобытности «молодая редакция» считала патриархальное купечество.

Критики «молодой редакции» (Григорьев, Эдельсон, Алмазов) выступали против «светской литературы», давали во многом справедливые оценки творчества И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, А. Ф. Писемского. Однако они извращали характер творчества Гоголя, осуждали поэзию Лермонтова, нападали на писателей «натуральной школы», особенно на Некрасова, Герцена. Осуждали они и критическую позицию В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского. Лучшим современным писателем «молодая редакция» считала Островского, выдвигая при этом на первый план слабые стороны первых пьес Островского — идеализацию патриархального купечества (в опубликованных в «М.» пьесах «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется», а также в отдельно выпущенной пьесе «Бедность не порок»).

Сотрудничество «молодой редакции» с Погодиным было кратковременным. Расхождения во взглядах привели к тому, что с 1853 «молодая редакция» перестает существовать, а её участники если и печатаются в «М.», то только на правах обычных сотрудников.

В последние годы «М.», оставаясь на прежних реакционных позициях, заполнялся по преимуществу историческими статьями Погодина, псевдопатриотическими стихами, описаниями обедов в честь героев Севастополя. Книжки журнала очень запаздывали, последние номера за 1856 вышли только в конце 1857.

Приложения: «Гостинец». Альманах в подарок молодым читателям «Москвитянина», М., 1850 (художественные произведения и статьи, носившие по преимуществу назидательный характер).

Указатели: Систематическое оглавление «Москвитянина» за 1849 год, М., 1849; Бартенев П., Указатель статей и материалов по истории, словесности, статистике и этнографии России, помещенных в «Москвитянине» за 1841—1853 годы, М., [1855]; Оглавление «Москвитянина» за 1855—1856 гг. «М.», 1856, № 13—16.

Ист.: Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник. — М.: Гос. изд-во Полит. лит., 1959


История

Главные редакторы

Библиографическая справка



Наличие в библиотеках

Наличие в сети