Чапек, Карел
Карел Чапек | |
---|---|
Библиография |
Чапек (Čapek)
Карел (9.1.1890, Мале-Сватонёвице, — 25.12.1938, Прага),
чешский писатель. Окончил философский факультет Пражского университета (1915). Печатался с 1907. Большая
часть ранних рассказов 1908—13 (вошли в сборники «Сад
Краконоша», 1918; «Сияющие глубины»,
1916) написана совместно с братом Й. Чапеком.
Трагические события 1-й мировой войны 1914—18 определили
напряжённые поиски Ч. критерия истины, его размышления над философскими
проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни: сборники рассказов
«Распятие» (1917), «Мучительные
рассказы» (1921), близкие к экспрессионизму. Однако эти поиски совпали с
влиянием на писателя философии прагматизма и релятивизма, представлений о «множественности» истин («каждый
прав по-своему»). Не принимая революционную борьбу, Ч. склонился к
морально-этическому гуманизму. Многие его произведения, в том числе лирическая
комедия «Разбойник» (1920), строятся как
сопоставление несколько «правд»; Ч. мыслит
как бы одновременно несколькими вариантами, сохраняя, однако, свой этический
идеал.
Мировую известность Ч. принесли социально-фантастические произведения
(драмы «R. U. R.», 1920, — о восстании
роботов; слово «робот» придумано Ч.; «Средство Макропулоса», 1922; романы «Фабрика Абсолюта», 1922, и «Кракатит», 1924). Научно-фантастические допущение об открытии
или изобретении, способном быстро изменить условия жизни человечества, служит
построению своего рода мысленного социально-философского эксперимента, созданию
искусственных обстоятельств, в которых с особой наглядностью предстают те или
иные философские проблемы и тенденции современной жизни. Значит, место занимает
критика бесчеловечности, милитаризма, церкви, однако стихийный характер
буржуазных социально-экономических процессов абсолютизируется Ч. как черта развития
человечества вообще. Драмы и романы Ч. носят характер иронической и
сатирической утопий — предостережений о катастрофическом потенциале,
заключённом в социальной и международной конфликтности современного бытия, и об
опасности дегуманизирующих тенденций. Наряду с реалистической тенденцией у Ч.
порой сказывается заданность философских тезисов.
В
начале 20-х гг. Ч. создаёт путевые очерки «Письма из
Италии» (1923) и «Письма из Англии»
(1924) и др., отличающиеся реалистической конкретностью образных характеристик
и лирическим юмором.
Во
2-й половине 20-х — начале 30-х гг. Ч. сближается с Т. Г. Масариком; с усилением в
сознании писателя буржуазно-демократических иллюзий в его творчестве нарастают
кризисные явления (пьеса братьев Чапеков «Адам-творец», 1927). Ч. временно отходит от больших
социальных и политических проблем и конфликтов; пишет преимущественно
юмористические произведения малых жанров (сборники «Рассказы
из одного кармана», «Рассказы из другого
кармана», оба — 1929). Философско-юмористическим переосмыслением
известных библейских сюжетов является книга «Апокрифы»
(1932).
Обострение социальных противоречий и «животная
доктрина» фашизма обнажили перед Ч. несостоятельность тезиса «каждый прав по-своему». Философское преодоление
релятивизма отразилось в трилогии «Гордубал»
(1933), «Метеор», «Обыкновенная
жизнь» (обе — 1934). Перед угрозой новой военной опасности Ч. приходит к
активным антифашистским выступлениям, к критике правящих кругов Чехословакии: открыто выражает симпатии к СССР.
Вершина творчества Ч. — роман «Война с саламандрами»
(1936), в котором традиционный для него протест против обесчеловечивания
человеческих отношений выливается в сатиру на жизнь буржуазного общества,
милитаризм, на расовую теорию и политику фашизма. Роман соединяет в себе черты
мистифицированного научно-фантастического жанра, зоологической притчи,
социальной утопии, политического памфлета и насыщен пародийными формами.
Антифашистская и антивоенная направленность и поиски идеала «цельного человека», способного к борьбе, определили
содержание драмы «Белая болезнь» (1937),
повести «Первая спасательная» (1937),
последней пьесы Ч. «Мать» (1938).
Переживания
Ч. в связи с Мюнхенским соглашением
1938 и травля, которой он подвергся со стороны фашистских и
профашистских элементов в период «второй республики»,
обострили болезнь писателя, ускорив его смерть. Творчество Ч. оказало
значительное влияние на развитие современной социальной фантастики и явилось
заметным вкладом в мировую классическую литературу. В Чехословакии
существуют два музея Ч.: загородный дом-музей «На
стржи» и мемориальный музей на родине писателя.
Соч.: Spisy br. Čapků, sv. I—51, Praha, 1928-49; Dílo br. Čapků, sv. 1—26, Praha, 1954-71; Výbor z díla K. Čapka, sv. 1-10, Praha, 1972—74: в рус. пер. — Собр. соч. [Предисл. Б. Л.
Сучкова], т. 1—7, М., 1974— 1977; Соч. [Предисл. С. В. Никольского], т. 1—5,
М., 1958—59; Избр., М., 1950; Об искусстве, Л., 1969.
Лит.: Шевчук В. I., Карел Чапек.
Антифашистськi твори, Київ, 1958: Малевич О., Карел Чапек.
Критико-биографический очерк, М., 1968; Никольский С. В., Роман К. Чапека
«Война с саламандрами», М., 1968; его же, Карел Чапек — фантаст и сатирик, М.,
1973; Бернштейн И. А., К. Чапек. Творческий путь, М., 1969; Волков А. Р.,
Драматургiя К. Чапека, Львiв, 1972; Сучков Б., Карел Чапек. Опыт современного
прочтения, «Знамя», 1974, №6— 7; Mukařovský J., Kapitoly z české
poetiky, sv. 2, Praha, 1948, s. 325—400; Harkins W. E., Karel Čapek, N. Y.-L., 1962; Janaszek-Jwaničková H., Karol Čapek czyli dramat humanisty, Warsz., 1962;
Matuška A., Človek proti zkáze.
Pckus о Karla Čapka, Praha, 1963.
С. В. Никольский.
(БСЭ, 3-е изд.)
Это заготовка статьи о персоне. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |