Сумароков, Александр Петрович

Материал из Буквицы
Версия от 17:01, 11 декабря 2021; Karaby (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Сумароков''' Александр Петрович [14(25). 11. 1717, Петербург,—1(12). 10. 1777, Москва], русский писат...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Александр Петрович Сумароков
A04370 31.jpeg
Дата рождения: 1717({{padleft:1717|4|0}})
Дата смерти: 1777({{padleft:1777|4|0}})
Библиография


Сумароков Александр Петрович [14(25). 11. 1717, Петербург,—1(12). 10. 1777, Москва], русский писатель. Происходил из старинной дворянской семьи. В 1732—40 учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи. Популярность поэту принесли любовные песни, расходившиеся в списках. М. В. Ломоносов, сторонник гражданственной тематики в поэзии, встретил их неодобрительно. С. ответил ему «Критикой на оду» и в «Эпистоле о стихотворстве» (1747) сформулировал принципы поэтики основных жанров классицизма, особенно комедии и басни. Полемика между Ломоносовым и С. в 50-е гг. 18 в. представляла собой важный этап в формировании эстетики и художественной практики русского классицизма.


  От песен С. перешёл к стихотворным трагедиям: «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750), в которых любовные темы соединены с общественно-философской проблематикой. Пьесы С. составили основу репертуара первого русского профессионального постоянного публичного театра, директором которого он был в 1756—61; с пьесами С. связано и появление первых профессиональных русских актёров. В 1759 С. издавал первый русский литературный журнал «Трудолюбивая пчела». В конце 50-х—начале 60-х гг. пишет басни, обличающие бюрократический произвол, взяточничество, бесчеловечное обращение помещиков с крепостными. В 70-е гг. С. создал свои лучшие комедии («Рогоносец по воображению», «Мать — совместница дочери», «Вздорщица» — все 1772) и трагедии «Дмитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774). В комедиях С. сильна обличительно-бытовая струя; порой даётся дифференцированная речевая характеристика персонажей. В этом смысле они предвосхищают некоторые черты комедий Д. И. Фонвизина. Издал сборники «Сатиры» и «Элегии» (оба — 1774). Вместе со своими учениками и последователями С. способствовал утверждению классицизма в русской литературе. С. принадлежат также статьи по философии, политической экономии.


 


  Соч.: Полн. собр. всех соч. в стихах и прозе, 2 изд., ч. 1—10, М., 1787; Стихотворения. [Вступ. ст. П. Н. Беркова], Л., 1953; Избр. произв. [Вступ. ст. П. Н. Беркова], Л., 1957.


 


  Лит.: Гуковский Г. А., О сумароковской трагедии, в кн.: Поэтика. Сб. ст., в. 1, Л., 1926; Берков П. Н., Сумароков. 1717-1777, Л.— М., 1949; Серман И. 3., Русский классицизм, Л., 1973; История русской литературы XVIII в. Библиографический указатель, Л., 1968.


  И. З. Серман.


 

(БСЭ, 3-е изд.)