Радищев, Александр Николаевич
Александр Николаевич Радищев | |
---|---|
Дата рождения: | 1749 |
Дата смерти: | 1802 |
Библиография |
Радищев
Александр Николаевич [20(31).8.1749, Москва, —
12(24).9.1802, Петербург], русский писатель, философ, революционер. Сын
богатого помещика, Р. получил общее образование в Пажеском корпусе
(1762—66); для изучения юридических наук был отправлен в Лейпцигский университет
(1767—71), где занимался также естественными науками. Особую роль в
формировании его мировоззрения сыграли сочинения французских просветителей,
особенно К. А. Гельвеция. По возвращении в Россию Р. был
назначен протоколистом в Сенат; с 1773 служил обер-аудитором (юридическим
советником) штаба Финляндской дивизии в Петербурге. К этому времени относится начало его литературной
деятельности. В 1771—1773 Р. выполнил ряд переводов; наиболее интересен
изданный Н. И. Новиковым в 1773 перевод сочинений Г. Мабли «Размышления о греческой истории» с примечаниями Р.; в одном из них он утверждал,
что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», и
доказывал, что народ имеет право судить монарха-деспота (Полное собрание соч.,
т. 2, 1941, с. 282, прим.). В 1775 Р. вышел в отставку; в 1777 поступил на
службу в Коммерц-коллегию (с 1780 помощью управляющего, с 1790 управляющий
Петербургской таможней).
Материалистически решая основной вопрос
философии («... Бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по
себе», там же, с. 59), Р. отстаивал идею беспредельной познаваемости мира.
Познание осуществляется чувственным восприятием, опытом и разумом, причём Р.
подчёркивал, что при существовании разных видов «силы познания»
сама она «едина и неразделима». Главные свойства материи — бытие, движение,
пространство и время. Материальный орган мысли — мозг; отличительная
особенность человека — речь. Говоря о непрерывной эволюции как результате
борьбы противоположностей, доказывая, что «... будущее состояние вещи уже
начинает существовать в настоящем, и состояния противоположные суть следствия
одно другого неминуемые» (там же, с. 98), Р. подходил к диалектике.
Исторический процесс Р. рассматривал как
развитие по спирали, в котором эпохи регресса («заблуждения», «рабства»)
сменяются эпохами прогресса («истины», «вольности»). Из этого он делал вывод о неизбежности
революций. Человек — существо не только общественное, но и активное. Поэтому
движущей силой исторического процесса в конечном счёте являются люди; их
эгоистические «страсти» приводили в прошлом к краху «вольности»
и торжеству порабощения. Однако если люди познают гибельность эгоистических
«страстей» и сумеют их обуздать, то в будущем революция, «вольность» может
восторжествовать окончательно. Исходя из этого, Р. огромное внимание уделял
проблемам воспитания; он явился основоположником русской революционной
педагогики, этики и эстетики. Особую роль в истории он придавал слову
(литературе, поэзии, ораторскому искусству). Активной, преобразующей, творящей
силе слова посвящена незаконченная аллегорическая оратория Р. «Творение мира» (около 1779—82), «Слово
о Ломоносове» (1780) и др. О роли
примера, значении выдающейся личности в истории Р. писал в «Слове о Ломоносове», «Письме к другу,
жительствующему в Тобольске» (1782).
Обобщением исторических и политических концепций Р. стала ода «Вольность»
(около 1783) —первое произведение русской революционной поэзии. Революция в России, на
взгляд Р., неизбежна, произойдёт она нескоро и ход её будет особым: в процессе
революции и гражданской войны громадное государство распадётся на части,
которые объединятся в добровольный союз республик и «... волка хищного (т. е.
самодержавие. — Ред.) задавят...»
(см. там же, т. 1, 1938, с. 16).
Учение об активном человеке, о праве
угнетаемых на восстание и о роли в нём выдающейся личности, вождя составило
философско-политическую основу «Жития
Ф. В. Ушакова» (1788, опубликовано
1789), сюжетом которого является биография друга юности Р. и рассказ о бунте
русских студентов в Лейпциге. Мысль о зависимости человека от среды (прежде
всего от политических и социальных условий), изображение формирования характера
под воздействием обстоятельств сделали Р. основоположником реалистического
метода в русской прозе.
С середины 80-х гг. Р. работал над главным
своим произведением — «Путешествием
из Петербурга в Москву», в которое
ввёл ряд сочинений, написанных ранее. Приобретя печатный стан, Р. напечатал в
начале 1790 «Письмо к другу», а в конце мая того же года — «Путешествие...». Свободная форма повествования, которую давал жанр
путешествия, позволила Р. реалистически изобразить разные стороны русской
жизни, различные сословия, рассмотреть политические, социальные, юридические,
экономические, исторические, этические, эстетические, бытовые и др. проблемы
действительности. Показав сначала полнейшее беззаконие и бесправие, царящие во
всех областях русской жизни, Р. прямо указал на главный источники зла —
самодержавие и крепостничество. Далее Р. вскрыл иллюзорность взглядов тех, кто
видел способы улучшения жизни в распространении образования и развитии
торговли, кто уповал на религию, личную добродетель и строгое соблюдение
законов; он показал беспочвенность надежд на «просвещённого монарха» и бесперспективность стихийных крестьянских восстаний; в
конечном счёте, он подвёл читателя к выводу, что единственное средство
изменения жизни — полная ломка политических и социальных отношений, разрушение
самодержавно-крепостнического строя путём народной революции. При этом Р.,
понимая, что условий для революции в современной России нет,
подчёркивал: «Не мечта сие... я зрю сквозь целое столетие» (там же, с. 368—69).
Произведение Р., будучи в узком смысле
явлением жанра «просветительского
путешествия», чрезвычайно сложно в
жанровом отношении и соответственно — художественной стилистике. Метод
воспроизведения действительности в «Путешествии...» в целом реалистичен; но в воссоздании внутреннего
мира самого путешественника есть элементы революционного сентиментализма; включенная же в главу «Тверь»
ода — произведения революционного классицизма.
Сатирическое обличение и эмоциональный самоанализ постоянно перемежаются с
бытописью и жанровыми сценками; политическая проповедь и философская
публицистика переплетена с драматической исповедью и шуточными признаниями;
сарказм и обличительный пафос оттеняются повседневным говорком, издёвкой,
юмором. В повествование о путешествии и размышления героя введены «чужие»
рассказы, рассуждения, письма, теоретические «проекты», исторические и
литературные трактаты, стихи, комедийный диалог и т.д. В связи с этим
необычайно широк диапазон языковых и стилистических средств Р. — от
крестьянского просторечия (но без обычной в литературе эпохи фонетической
транскрипции) и литературного языка, построенного на разговорной речи, до
публицистических «слов» и политической проповеди, насыщенных архаизмами и
славянизмами. Отрицая теорию «трёх
штилей» и стилистическую регламентацию
сентиментализма, Р. создавал принципиальные основы художественной стилистики реализма.
Уже через 3 недели после
появления книги началось следствие, которым руководила Екатерина II. 30
июня 1790 Р. был заключён в Петропавловскую
крепость. Суд приговорил его к
смертной казни, которую императрица заменила лишением чинов и дворянства и
ссылкой на 10 лет в Илимский острог в Сибири. При Павле
I в 1797 Р. был переведён под надзор
полиции в одно из имений отца — с. Немцово
Калужской губернии. В ссылке Р. создал
философский трактат «О человеке, о
его смертности и бессмертии»
(1792—95), ряд экономических и исторических трудов, поэтические произведения.
Статья Р. «Памятник
дактилохореическому витязю» (1801—02)
заложила основы научного стиховедения в России.
После воцарения Александра I Р.
был «прощён» и определён на службу в Комиссию составления законов. В
юридических трудах и законодательных проектах 1801—02 он проводил прежние идеи,
требуя уничтожения крепостного права и сословных привилегий. В ответ на угрозу
новой ссылки, реализуя мысль о праве человека на самоубийство как форму
протеста (о чём сам писал в «Путешествии...» и др. соч.), Р. отравился.
Основные сочинения Р. находились под
запретом до 1905, однако они распространялись в списках (известно около 80
списков «Путешествия» и 9 — «Вольности»). Идеи Р. оказали значительное воздействие на А.
С. Пушкина, декабристов, А. И. Герцена, на все последующие
поколения русских революционеров, на русскую поэзию и развитие реализма в
русской литературе. Музеи Р. находятся в Саратове и в селе Верхнее Аблязово (ныне Радищеве
Кузнецкого района Пензенской области),
где Р. провёл детские годы.
А. В. Западов.
Соч. : Полное собрание соч.
1938—52.
Лит.:
Ленин В. И., О гордости великороссов, Полное собрание соч., 5 изд., т. 26;
Гуковский Г. А., Радищев, в книга: История русской литературы, т. 4, М. — Л.,
1947; Орлов В. Н., Радищев и русская литература, 2 изд., Л., 1952; Макогоненко
Г. П., Радищев и его время, М., 1956; Старцев А. И., Университетские годы
Радищева, М., 1956; его же, Радищев в годы «Путешествия», М., 1960; Благой Д.
Д., Радищев, в его книга: История русской литературы XVIII в., 4 изд., М.,
1960; Карякин Ю. Ф., Плимак Е. Г., Запретная мысль обретает свободу, М., 1966;
Кулакова Л. И., Очерки истории русской эстетической мысли XVIII в., Л., 1968;
её же, Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, Л.,
1972; Шторм Г., Потаённый Радищев, М., 1974; Кулакова Л. И., Западов В. А., А.
Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий, Л., 1974.
(БСЭ, 3-е изд.)
Это заготовка статьи о персоне. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |