Костомаров, Николай Иванович

Материал из Буквицы
Версия от 16:02, 11 декабря 2021; Karaby (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Костомаров''' Николай Иванович [4(16).5.1817, село Юрасовка, ныне Ольховатского района Ворон...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Николай Иванович Костомаров
Replace this image male.svg
Дата рождения: 1817({{padleft:1817|4|0}})
Дата смерти: 1885({{padleft:1885|4|0}})
Библиография


Костомаров Николай Иванович [4(16).5.1817, село Юрасовка, ныне Ольховатского района Воронежской области, — 7(19).4.1885, Петербург], украинский и русский историк, этнограф, писатель, критик. Родился в семье русского помещика, мать — крепостная украинская крестьянка. Окончил Харьковский университет (1837). Общественно-политические и исторические взгляды К. формировались под влиянием И. И. Срезневского, Д. Н. Бантыш-Каменского, Н. А. Марковича и др. В 1841 подготовил магистерскую диссертацию «О причинах и характере унии в Западной России», которая была запрещена и уничтожена за отход от официальной трактовки проблемы. В 1844 защитил диссертацию «Об историческом значении русской народной поэзии». С 1846 профессор Киевского университета по кафедре истории. Один из организаторов (вместе с Т. Г. Шевченко и др.) тайного Кирилло-Мефодиевского общества и авторов его устава и программы. В обществе К. занимал правые позиции. В 1847 общество было разгромлено; К. арестован и после годичного заключения сослан в Саратов. До 1857 служил в Саратовском статистическом комитете. В Саратове К. познакомился с Н. Г. Чернышевским.


  В 1859—62 профессор русской истории Петербургского университета. Арест, ссылка, работы по истории народных движений («Богдан Хмельницкий и возвращение Южной Руси к России», 1857; «Бунт Стеньки Разина», 1858) создали К. широкую известность. К. был одним из организаторов и сотрудников украинского журнала «Основа» (1861—62), выходившего на русском и украинском языках. А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов поддерживали К. по вопросам, касающимся прав украинского народа на развитие своей культуры, его борьбы с польскими дворянско-буржуазными шовинистами и т. д.; вместе с тем критиковали К. за либеральную ограниченность и его религиозный мистицизм.


  В 1862 К. отказался поддержать протест против ссылки проф. П. В. Павлова, что возмутило передовых студентов, и он вынужден был уйти из университета. Произошёл разрыв и с Н. Г. Чернышевским и более тесное сближение К. с либеральными националистическими кругами. Важнейшие вопросы русской и украинской истории К. толковал с позиций буржуазной историографии. Его теория «двух начал» — вечевого и единодержавного — идеализировала прошлое украинского народа. Идея об исключительных особенностях Украины, о её «бесклассовости» и «безбуржуазности» обусловила обращение К. к этнографическому материалу как основному, по его мнению, для раскрытия истории народа. Однако понимание К. истории народа было ненаучным: он не касался её экономических сторон.


  Выступал как поэт-романтик (сборники «Украинские баллады», 1839, «Ветка», 1840). В драмах «Савва Чалый» (1838), «Переяславская ночь» (1841) в националистическом духе изображена национально-освободительная борьба украинского народа. Повести К. «Сорок лет» (1840), «Сын» (1865), «Холоп» (1878), «Черниговка» (1881) и др. написаны на русском языке. К. — один из первых украинских литературных критиков.


 


  Соч.: Собр. соч., т. 1—21, СПБ, 1903—06; Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, 7 изд., т. 1—3, П., 1915; Автобиография, М., 1922; Твори, т. 1—2, Киiв, 1967; Науково-публiцистичнi и полемiчнi писания, Хар., 1928.


 


  Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2, М., 1960, с. 128—46, 567—78; Полухiн Л. К., Формування icторичних подглядiв Н. I. Костомарова, К., 1959; Icторiя yкpaiнськоi лiтератури у 8 тт., т. 2-3, К., 1967—68.


  А. Г. Беспалова, В. Я. Герасименко.

(БСЭ, 3-е изд.)