Козинцев, Григорий Михайлович

Материал из Буквицы
Версия от 15:56, 11 декабря 2021; Karaby (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Козинцев''' Григорий Михайлович [9(22).3.1905, Киев, — 11.5.1973, Ленинград], советский кинорежисс...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Григорий Михайлович Козинцев
A03214 31.jpeg
Дата рождения: 1905({{padleft:1905|4|0}})
Дата смерти: 1973({{padleft:1973|4|0}})
Библиография


Козинцев Григорий Михайлович [9(22).3.1905, Киев, — 11.5.1973, Ленинград], советский кинорежиссёр, народный артист СССР (1964). Учился в петроградской АХ. В 1921 вместе с Л. З. Траубергом и С. И. Юткевичем организовал киногруппу под названием Фабрика эксцентрического актёра (ФЭКС). В 1924 начал работать на кинофабрике «Севзапкино» (ныне киностудия «Ленфильм»). Первые режиссёрские работы К. и Трауберга (работали совместно до 1946) в «немом» кино — «Похождения Октябрины» (1924), «Шинель» (1926, по Н. В. Гоголю), «Чёртово колесо» (1926), «С. В. Д.» (1927) и др. — отличались эксцентризмом, стремлением к поискам острой новой кинематографической выразительности, ограничивавшейся иногда формальным экспериментаторством. Последующие картины — «Новый Вавилон» (1929) и др. — определили поворот к социально значимой теме. Звуковой фильм «Одна» (1931) явился переходом к реалистическому искусству. Выдающимся достижением советского киноискусства стали их фильмы «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939). В этой трилогии был создан художественно убедительный типический образ русского рабочего-большевика революционной эпохи (в главной роли — Б. П. Чирков). В фильмах во всей полноте проявились гражданский пафос, зрелое мастерство режиссёров. К. поставил биографические фильмы: «Пирогов» (1947), «Белинский» (1953). Выступал и как театральный режиссёр, осуществил постановку трагедий У. Шекспира «Король Лир» (1941), «Отелло» (1943), «Гамлет» (1954) в ленинградских театрах. Значительные работы К. связаны с экранизацией им трагедий Шекспира «Гамлет» (1964: Ленинская пр., 1965) и «Король Лир» (1971). Эти фильмы и фильм «Дон Кихот» (1957, по Сервантесу) отличало углублённое развитие тем гуманизма, социальной справедливости, борьбы со всеми формами человеконенавистничества. К. занимался педагогической деятельностью (1922—26 — мастерская ФЭКС, 1926—32 — Ленинградский институт сценического искусств, с 1941 — ВГИК). Государственная премия СССР (1941, 1948). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 др. орденами, а также медалями.


 


  Соч.: Наш современник Вильям Шекспир, Л. — М., [1962]; Глубокий экран, М., 1971.


 


  Лит.: Недоброво В., ФЭКС, Г. Козинцев. Л. Трауберг, М. — Л., 1928; Вайсфельд И., Г. Козинцев и Л. Трауберг, М., 1940: Добнн К., Козинцев и Трауберг, [Л. — М., 1963].


  О. В. Якубович.

(БСЭ, 3-е изд.)