Кафка, Франц

Материал из Буквицы
Версия от 13:50, 11 декабря 2021; Karaby (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Кафка''' (Kafka) Франц (3.7.1883, Прага, — 3.6.1924, Кирлинг, близ Вены), австрийский писатель. Родилс...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Франц Кафка
A01189 31.jpeg
Дата рождения: 1883({{padleft:1883|4|0}})
Дата смерти: 1924({{padleft:1924|4|0}})
Библиография


Кафка (Kafka) Франц (3.7.1883, Прага, — 3.6.1924, Кирлинг, близ Вены), австрийский писатель. Родился в еврейской буржуазной семье. Учился на юридическом факультете Пражского университета в 1901—06. В 1908—22 служил в страховом обществе. Начиная с 1909 его рассказы появляются в журналах. Отдельно изданы сборник «Наблюдение» (1913), рассказы «Приговор», «Кочегар» (1913), «Превращение» (1916). После 1-й мировой войны 1914—18 К. опубликовал рассказ «В исправительной колонии» (1919), сборники «Сельский врач» (1919), «Голодарь» (1924). Его друг и душеприказчик М. Брод в 1925—26 издал три романа К.: «Америка» (не окончен), «Процесс», «Замок» и сборник рассказов «На строительстве китайской стены» (1931). Для К. характерно правдоподобие деталей, эпизодов, мыслей и поведения отдельных людей, предстающих в необычайных, часто абсурдных взаимосвязях в кошмарных или сказочно-фантастических ситуациях. В образах и коллизиях произведений К. воплощены трагическое бессилие, обречённость «маленького человека» и вместе с тем беспощадная жестокость и нелепость буржуазного общественного строя, его законов, обычаев, морали. Алогизм мышления нередко затрудняет восприятие прозы К.


  Влияние творческого метода К., характерного для модернистской литературы 20 в., в разной мере и форме испытал ряд немецких и австрийских писателей, швейцарцы М. Фриш и Ф. Дюрренматт, французские писатели Ж. П. Сартр, А. Камю, представители т. н. «литературы абсурда» (Э. Ионеско, С. Беккет), а также некоторые литераторы США и др. стран Америки. Сов. литературоведение видит в творчестве К. художественно яркое выражение глубокого кризиса буржуазного общества, осознанного как безнадёжный тупик, из которого писатель не видел выхода. Премия им. Т. Фонтане (1915).


 


  Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1—8, Fr./M., 1951—58; Tagebücher, [Fr./M., 1967]; Briefe, Fr./M., 1958; Briefe an Milena, Fr./M., 1952; в рус. пер. — Роман. Новеллы. Притчи. [Предисл. Б. Сучкова], М., 1965; Из дневников, «Вопросы литературы», 1968, № 2; Письмо к отцу, «Звезда», 1968, № 8.


 


  Лит.: Затонский Д. В., Франц Кафка и проблемы модернизма, М., 1965; Книпович Е., Ф. Кафка, в её кн.: Сила правды, М., 1965; Днепров В., Черты романа XX в., М. — Л., 1965, с. 117—71, 199—207; Сучков Б., Ф. Кафка, в его кн.: Лики времени, М., 1969; Janouch G., Gespräche mit Kafka, Fr./M., 1951; Richter H., F. Kafka, B., 1962; Brod M., Über Franz Kafka..., [Fr./M. — Hainb., 1966].


  Л. З. Копелев.

(БСЭ, 3-е изд.)