Брюсов, Валерий Яковлевич
Валерий Яковлевич Брюсов | |
---|---|
Дата рождения: | 1 (13) декабря 1873 |
Место рождения: | Москва |
Дата смерти: | 9 октября 1924 (50 лет) |
Место смерти: | Москва |
Библиография |
Брюсов Валерий Яковлевич [1(13).12.1873,
Москва, — 9.10.1924, там же], русский
советский писатель. Родился в зажиточной купеческой семье. Свой литературный
дебют — три сборника «Русские символисты»
(1894—95) Б. рассматривал как «сознательный подбор» образцов западной поэзии
(стихи в духе П. Верлена, С. Малларме и др.). В последних книгах «Chefs d'Oeuvre»
(«Шедевры», 1895) и «Me eum esse» («Это — я», 1897) уже намечаются мотивы зрелой поэзии
Б. — урбанизм, интерес к науке и истории. Книга «Tertia Vigilia» («Третья стража», 1900) знаменует начало творческой
зрелости Б. В ней, как и в последней книге «Urbi et Orbi» («Городу и миру», 1903), отчётливо видны характерные
черты поэзии Б. — скульптурная выпуклость и завершённость образов, чёткость
композиции, волевая интонация, ораторский пафос. Поэт предвидит неизбежность
революции, угадывает её движущую силу — пролетариат (поэма «Замкнутые», 1900—01, стихотворения «Ночь», 1902, «Каменщик»,
1901). С начала 20 в. Б. становится лидером символизма,
ведёт большую организаторскую работу, руководит издательством «Скорпион», редактирует журнал «Весы». Но философско-общественные позиции Б., его
рационалистическая поэтика противоречили неоплатонической теории и
художественной практике русского символизма.
Книга стихов
«StejanoV» («Венок», 1906) —
вершина дооктябрьской поэзии Б. Высокий взлёт романтической лирики,
великолепные историко-мифологические циклы сочетаются в ней с образцами
революционной поэзии (цикл «Современность»).
Б. клеймит либералов, ликующих по поводу Манифеста 17
октября («Довольным», 18 октября 1905),
славит революцию («Знакомая песнь», август
1905, «Кинжал», 1904), верит в торжество
идеалов свободы, равенства и братства («К счастливым»,
1904—05). Но задачей революции он считал лишь беспощадное уничтожение старого («Грядущие гунны», 1905, «Лик
Медузы», октябрь 1905) и с этих максималистских позиций критикует
большевиков (в стихотворении «Близким», 30
июля 1905). В. И. Ленин, процитировав строку
из этого стихотворения: «Ломать я буду с вами, строить — нет!», назвал Б. «поэтом-анархистом» (см. Полн. собр. соч., 5 изд.,
т. 14, с. 288, прим.). Б. полемизировал также со статьей В. И. Ленина «Партийная
организация и партийная литература» (1905), утверждая, что субъективно
честный художник может быть независимым от буржуазного общества.
В годы
реакции Б. продолжает верить в конечное торжество революции, прославляет
творческий разум и отвагу человека. Но в книгах стихов «Все напевы» (1909), «Зеркало теней»
(1912), а также «Семь цветов радуги» (1916)
наряду с жизнеутверждающими мотивами всё чаще звучат ноты усталости,
встречаются перепевы прежнего, самоцельные формальные поиски. В этот же период
опубликованы исторические романы «Огненный ангел»
(1908) и «Алтарь победы» (1913), сборники
рассказов и драматических сцен «Земная ось»
(1907), «Ночи и дни» (1913), сборник статей «Далёкие и близкие» (1912). Во время 1-й мировой
войны Б. сотрудничает с М. Горьким. Изучает
историю и литературу Армении, переводит стихи
армянских поэтов (впоследствии Б. было присвоено звание народного поэта Армении).
Октябрьскую
революцию поэт принял безоговорочно. В 1920 он вступил в ряды Коммунистической
партии. Работал в Наркомпросе, в Госиздате, заведовал Книжной
палатой, вёл ряд курсов в Московском университете
и в организованном им в 1921 Высшем литературно-художественном
институте (впоследствии ВЛХИ им. В. Я. Брюсова).
Опубликовал книги стихов «Последние мечты»
(1920), «В такие дни» (1921), «Миг» (1922), «Дали»
(1922), «Меа!» («Спеши!",
1924). Вошедшие в них стихи о революции, стихи на смерть В. И. Ленина позволяют видеть в Б. одного из первых
советских поэтов. В двух последних книгах есть интересные образцы научной
поэзии. Но в целом послеоктябрьская поэзия Б. представляет собой упорные и
далеко не во всём удачные поиски новых форм для выражения нового содержания.
Поэт и
прозаик, драматург и переводчик, критик и теоретик стиха, историк и
литературовед, Б. сыграл важную роль в развитии русской поэзии. Вместе с А. Блоком он подготовил почву для поэтической
деятельности многих советских поэтов.
Соч.:
Полн. собр. соч. и переводов, т. 1—4, 12, 13, 15, 21, СПб, 1913—14; Избр.
пронзв., т. 1—3, M., 1926; Дневники 1891—1910, М., 1927: Избр. стихи. [Вступ.
ст. и примеч. И. Поступальского], М., 1933; Неизданная проза. Юпитер
поверженный и фрагменты других исторических рассказов, М. — Л., 1934: Избр.
соч. [Вступ. ст. А. Мясникова], т. 1—2, М., 1955.
Лит.: Горький
М., Письма В. Я. Брюсову, Собр. соч., т. 28, 29, М., 1954—55; Луначарский А.
В., Брюсов и революция, в его кн.: Русская литература, М., 1947; Максимов Д.
Е., Поэзия Валерия Брюсова, Л., 1940; Валерию Брюсову. Сб., посвященный
50-летию со дня рождения поэта, М., 1924; Михайловский Б. В., В. Я. Брюсов, в
кн.: История русской советской литературы, т. 1, 2 изд., М., 1967; Максимов Д.,
Брюсов. «Поэзия и позиция», Л., 1969; История русской литературы конца XIX —
начала XX века. Библиографич. указатель, под ред. К. Л. Муратовой, М. — Л.,
1963.
А. Г. Громова.
(БСЭ, 3-е изд.)
Это заготовка статьи о персоне. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |