Луначарский, Анатолий Васильевич
Анатолий Васильевич Луначарский | |
---|---|
Дата рождения: | 1875 |
Дата смерти: | 1933 |
Библиография |
Луначарский Анатолий
Васильевич [11(23).11.1875, Полтава, — 26.12.1933, Ментона,
Франция], советский государственный деятель,
один из создателей социалистической культуры, писатель, критик, искусствовед,
академик АН СССР (1930). Член Коммунистической партии с 1895. Родился в семье
крупного чиновника. Гимназистом вступил в кружок марксистского самообразования
нелегальной общеученической организации в Киеве (1892),
вёл пропаганду в рабочих кружках. В 1895—98 — в Швейцарии,
Франции, Италии;
слушал курс философии и естествознания в Цюрихском университете; изучал труды
К. Маркса, Ф. Энгельса,
а также сочинения классиков французского материализма 18 века и немецкой
идеалистической философии 19 века; сблизился с группой «Освобождение труда».
С 1898 вёл революционную работу в Москве; в
1899 арестован, сослан в Калугу, затем
переведён в Вологду, Тотьму
(1900—04). Конец 19 — начало 20 веков для Л. — период внутренне
противоречивого процесса выработки марксистского мировоззрения и увлечения
идеалистической философией Р. Авенариуса, что
позднее нашло отражение и в его философских взглядах и эстетических воззрениях:
с одной стороны, подчёркивание роли субъективных и биологических факторов,
влияние эмпириокритицизма («Основы позитивной
эстетики», 1904), с другой — выдвижение на первый план социальных,
классовых критериев («Марксизм и эстетика. Диалог об
искусстве», 1905). После 2-го съезда РСДРП (1903) большевик. В ссылке
вёл пропагандистскую работу. Сотрудничал в периодических изданиях. В 1904 Л. по
предложению В. И. Ленина уехал за границу,
вошёл в состав редакций большевистских газет «Вперёд», «Пролетарий»,
активно участвовал в борьбе с меньшевизмом. Работал под руководством Ленина, который высоко ценил литературный и
пропагандистский талант Л. На 3-м съезде РСДРП (1905) выступал с докладом о
вооружённом восстании, участвовал в работе 4-го съезда (1906). Представитель
большевиков на Штутгартском (1907) и Копенгагенском (1910)
конгрессах 2-го Интернационала. В 1904—07 Л. играл большую роль в борьбе за
революционную тактику Ленина. В то же время
между ним и Лениным существовали серьёзные
философские разногласия, которые в годы реакции 1908—10 углубились. Л. вошёл в группу «Вперёд»,
стал участником фракции партийных школ на острове Капри
и в Болонье, под влиянием философии
эмпириокритицизма проповедовал идеи богостроительства
(«Религия и социализм», т. 1—2, 1908—11; «Атеизм», 1908; «Мещанство
и индивидуализм», 1909). Политические и философские заблуждения Л. были
подвергнуты Лениным острой критике в работе «Материализм и
эмпириокритицизм». Однако в эстетике Л. оставался
последовательным защитником реализма, критиком декадентства, сторонником связи искусства с идеями
социализма и революционной борьбы, теоретиком пролетарского искусства («Задачи социал-демократического художественного творчества»,
1907; «Письма о пролетарской литературе»,
1914; статья о пьесах М. Горького и др.).
В период 1-й
мировой войны 1914—18 — интернационалист. В мае 1917 вернулся в Россию, примкнул к «межрайонцам»,
вместе с которыми на 6-м съезде РСДРП (б) (1917) принят в партию. В октябрьские
дни 1917 выполнял ответственные поручения Петроградского ВРК. После Октябрьской социалистической революции, в 1917—29 нарком
просвещения. В годы Гражданской войны 1918—20 уполномоченный РВС Республики на фронтах и в прифронтовых районах. С сентября
1929 председатель Учёного комитета при ЦИК СССР.
С 1927 заместитель главы советской делегации на конференции по разоружению при
Лиге Наций. В 1933 назначен полпредом СССР в Испании.
Делегат 8, 10, 11, 13, 15, 16-го съездов партии.
Человек
энциклопедических знаний, выдающийся теоретик искусства и литературы,
оригинальный критик, писатель и драматург, публицист и оратор, Л. внёс огромный
вклад в дело создания социалистической культуры. С его именем неразрывно
связаны формирование советской школы, системы высшего и профтехобразования,
перестройка научных учреждений, театра, кино, издательского дела. Вместе с Н.
К. Крупской, М. Н. Покровским
и другими разрабатывал основные вопросы теории и практики народного
образования. Л. много сделал для сплочения старой интеллигенции вокруг
Советской власти и Коммунистической партии,
для создания новой интеллигенции из среды рабочих и крестьян. В его творчестве
и деятельности большое место занимали такие проблемы, как культура и социализм,
интеллигенция и революционный народ, взаимоотношения партии, государства и
искусства, задачи и методы партийного руководства художественной сферой,
значение культурного наследства для литературы и искусства победившего рабочего
класса. Отстаивая положение, что пролетариат является единственным наследником
всех культурных ценностей прошлого, давая отпор нигилистическому левачеству, Л.
тесно связывал вопросы освоения художественного наследия с проблемами
пролетарского, социалистического искусства и литературы. Л. был первым крупным
теоретиком и критиком советского искусства. Он сыграл большую роль в
становлении и развитии марксистской эстетики и художественной критики, внёс
огромный вклад в борьбу за идейное богатство и художественное многообразие
социалистического искусства. В статьях и речах Л. впервые высказаны верные
оценки многих советских художников, литературных групп и художественных
течений. В работах Л. острые социально-политические характеристики сочетаются с
тонким эстетическим анализом произведений искусства. Л. одним из первых указал
на значение для всего искусства ленинских гносеологических и исторических
принципов, систематизировал высказывания Ленина о
литературе («Ленин и литературоведение»,
1932) и обосновал новый метод советского искусства («Социалистический
реализм», 1933). Встречи Л. с зарубежными художниками способствовали
сплочению прогрессивных художественных сил вокруг Республики Советов. Личный
друг Р. Роллана, А. Барбюса,
Б. Шоу, Б. Брехта и
других художников Запада, Л. «был всеми уважаемым
послом советской мысли и искусства» (Роллан)
за рубежом.
Работы последних
лет свидетельствовали о пересмотре Л. на основе ленинизма отдельных ошибочных
сторон его философско-эстетических воззрений.
Л. — автор работ
по истории революционной и философской мысли («Карл
Маркс. Ко дню столетнего юбилея со дня его рождения. 1818—1918», 1918; «От Спинозы до Маркса», 1925; «Барух Спиноза и буржуазия», 1933; статья о Н. Г. Чернышевском, 1928). Перу Л.
принадлежат пьесы «Королевский брадобрей»
(1906), «Фауст и город» (1918), «Канцлер и слесарь» (1921) и другие. Мемуарные
работы «Рассказы о Ленине» (1959) и другие
содержат яркие личные воспоминания об Октябрьской революции 1917. Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены.
А. Ф. Ермаков. (БСЭ, 3-е изд.)
Это заготовка статьи о персоне. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |