Текст:Бундур Олег. Хитрый заяц (ж. Кукумбер 2010 № 02)
Бундур Олег — Хитрый заяц Рубрика: Точка на карте
История эта случилась в то время, когда я работал пожарным сторожем в Кандалакшском заповеднике на Крайнем Севере. Возьмите карту России. Видите, слева вверху, где кончается суша, топает зверь, сразу и не скажешь какой: лохматая голова с рогом на носу, две передних, вроде тигриных, лапы, мощная задняя и толстый короткий хвост. Весь хвост – это северо-западная граничная часть нашей страны – Кольский полуостров. Южный берег полуострова омывается заливом Белого моря. Слева залив упирается в город Кандалакша. Нашли? Вот по обоим берегам залива и на его многочисленных островах и находится Кандалакшский заповедник. Жил я на лесном кордоне вместе с лесником Володей Щепковским. Служба наша заключалась в том, что мы на катере обходили острова, входящие в наши владения, и смотрели: нет ли пожаров, браконьеров, да вообще, всё ли спокойно в заповедной жизни островов. Был конец лета – время напряжённое: грибники, рыбаки, моторки туда-сюда снуют. Один из семи наших островов назывался Власов остров, вернее, это были два острова – Большой и Малый. Во время отлива обнажалась перемычка, соединяющая их в один. Примечателен остров был тем, что кроме основного населения – морских уток, гаг, – жили на нём лиса и два зайца. Видно, зимой по льду перешли с материкового берега, да и остались до следующей зимы. Но «жили» – не то слово! Боролись: зайцы за жизнь, а лиса за пропитание. И однажды на Малом Власовом острове нашли мы остатки заячьей шкурки. Лиса, хитрая бестия, во время отлива перегнала зайца по перешейку на Малый остров – там легче поймать – и сцапала несчастного. Володя грозился:
– Ну, рыжая, погоди! Пойдёшь зимой на материк, уж я тебя! Мы поохали, посокрушались, завели мотор и пошли к себе на кордон. Я предложил леснику: – А чего зимы ждать? Давай сейчас поймаем лису. Она и второго зайца так же загонит, да и уток, наверное, ловит… Володя укоризненно покачал головой: – Что ты! Заповедник! Нельзя вмешиваться в естественную жизнь. Тут натуральная природа! Я же сказал: пойдёт зимой на материк, тут я её и подкараулю… Я ворчал:
– Природа, природа! Тут зайцы гибнут, а ты – природа… Но природа распорядилась по-своему. К берегу мы подплывали, когда солнце проходило по горизонту, как раз над Власовым островом. Летом-то солнце здесь вообще не заходит. Я взял ружьё, канистру с бензином и пошёл в дом, а Володя остался возиться с мотором. И вдруг я услышал его крик:
– Улю-лю! Лови, лови его! Ай да косой, ай, молодчина! А от катера к материковому лесу метровыми прыжками нёсся заяц. – Что случилось? – растерялся я. – Да понимаешь, заяц-то второй, пока мы ходили по острову, спрятался в носовом отсеке катера, а теперь выскочил – и будь здоров! Ищи-свищи его рыжая! Вот какой хитрый заяц. Даже лисы хитрее оказался!