Упорядоченное

Материал из Буквицы
Версия от 14:24, 15 декабря 2013; Shishin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Упорядоченное''' — фантастическая вселенная из произведений Перумов, Ник|Ника Перумо…»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Упорядоченное — фантастическая вселенная из произведений Ника Перумова. Представляет собой многомерную гипервселенную, состоящую из нескольких миллиардов миров, аналогичную Planescape. Из большинства миров можно попасть в другие, с помощью магии выйдя в Междумирье, в котором плавают «хрустальные сферы» миров. Исключения составляют лишь закрытые миры, из которых нельзя просто выйти и войти, подчас это доступно лишь богам или магам высшего уровня — архимагам. Благодаря такому устройству Упорядоченного многие расы обитают почти во всех мирах.

Упорядоченное — пространственно ограниченная область структурированной материи, созданная Творцом среди первородного Хаоса. Пространство Упорядоченного многомерно и содержит огромное количество трёхмерных областей — миров. Пространства миров конечны, имеют различную форму, и отличаются по ряду других свойств.

Известные миры

Один из ключевых миров Упорядоченного, где находился Хединсей, штаб-квартира Хедина и его ученика Хагена. Состоит из четырёх континентов: Западного, Восточного, Северного и Южного Хьёрвардов.

Один из ключевых миров, названный по находящейся в нём империи людей, в свою очередь, получившей название по её столице (является местным аналогом Римской империи). Раздирается частыми войнами. В конце романа «Алмазный Меч, Деревянный Меч» оказывается расколот пополам огромным Разломом, ведущим в Эвиал. Известны два крупных города: Хвалин и Мельин.

Также известен как Даранг. Один из миров Упорядоченного. В результате катастрофы Эвиал столкнулся с миром Мельин и стал его частью. Событие это получило название Столкновения миров.

Эвиал относился к классу шарообразных миров и являлся якорным миром для Мельина. Изначально это был обыкновенный открытый мир, которым правили Древние боги, именовавшиеся Темной Шестеркой. В нём зародилась разумная раса, которую позже стали называть Пятиногами. В те годы мир назывался Дарангом, позже, с приходом людей он получил другое название, которое с древнесалладорского переводится как «вместилище жизни». Климат в Эвиале был в те годы значительно мягче, а поверхность суши — больше. Её почти везде покрывали тропические леса. Огненный Архипелаг был одним большим островом, а Утонувший Краб вместе с Левой и Правой Клешнями составляли один небольшой континент.

С воцарением в Упорядоченном Молодых богов в мир пришли Титаны, которые стали переустраивать мир на свой лад. Климат стал более холодным. Тропические леса стали исчезать. Пятиногам, привыкшим к тропическому климату, грозило вымирание. Исконные жители мира вступили с Титанами в неравную борьбу и были почти полностью истреблены. Владычеству Древних богов Эвиала также пришёл конец. На месте последних, самых истребительных битв, в которых были применены сильнейшие заклятия, образовалась Салладорская пустыня.

Позднее, когда в мир пришла раса дуоттов, в результате кровопролитной войны истреблены были уже титаны. После этого мир стал интенсивно заселяться другими разумными расами, наиболее распространёнными в Упорядоченном: людьми, эльфами, орками, гоблинами, гномами. Из новых рас первыми пришли люди. Некоторое время они жили с дуоттами мирно, но потом стали возникать разногласия, дуотты стали притеснять новоприбывших. Тогда маги обеих рас собрались и создали небывалый труд-фальсификацию — "Анналы Тьмы ". Полный мрачных туманных пророчеств, этот сборник призван был предостеречь обе расы от взаимного истребления. Однако это не помогло. Несмотря на то, что до последних дней существования Эвиала многие передовые умы верили в подлинность пророчеств, и особенно самого мрачного из них — пророчества о Разрушителе, разразилась очередная крупная межрасовая война. Люди и пришедшие к тому времени в Эвиал гномы и эльфы объединились против дуоттов. Одержанной победой в основном воспользовались люди, за что эльфы затаили на них обиду.

Примерно в то же время в мир явились поверженные к тому времени Молодые боги. Желая взять реванш с борьбе со своими низвергателями, они заложили в Эвиале зародыши Кристаллов Магии, призванных в тайне от Новых богов копить магическую энергию. На стражу Кристаллов были поставлены Драконы-Хранители. Обнаружив тайник Молодых богов, Новые боги сделали мир закрытым и поместили в него своих наблюдателей, разместив их в Храме Океанов.

Не находя выхода из закрытого мира разумные расы продолжали воевать между собой. Порой образовывались могучие державы, охватывающие почти всю территорию мира. Случалось, эльфы выходили из своих лесов, подчиняя Корню и Кроне чуть ли не все земли Старого света. После небольшого мирного периода, кочевники докатывались из своих мекампских степей до самого западного моря, подчиняя себе все земли вплоть до берегов Моря Клешней на Западе и Моря Ветров на Севере. Долгое время просуществовала Империя Эбин — большая держава людей. Порой, объединяясь, орки и гоблины выходили из своих северных владений и устраивали опустошительные набеги на южные области.

Но самыми масштабными войнами между людьми и дуоттами стали война Быка и война Волка. В первой победу одержали дуотты, однако уже в период войны Быка люди стали активно развивать боевую магию, в том числе и тёмную: некромантию и магию крови. В этот период были разработаны такие заклятия как Дыхание Радалуса, и многие заклятия крови, самое мощное из которых, разработанное Аррасской Четверкой было применено во время Войны Волка.

По неизвестным причинам Драконы-Хранители создали или привели в Эвиал ещё одну из обитающих в нём рас — поури.

Ко времени первого прихода Спасителя в Эвиал в нём сложились государства, которые жили там до конца существования этого мира. Восточные области Эвиала занимала огромная империя Синь-И. Южнее её — в тропических лесах — загадочная Камруджа. Севернее Синь-И простирались безбрежные леса, в которых затерялось Последнее Прибежище — старинный замок, в котором обосновались остатки дуоттов. Восточная часть континентального Эвиала была отделена от остальной части мира хребтом, протянувшимся с севера на юг, однако империя Синь-И занимала и часть степной полосы западнее хребта. Северные отроги Хребта после 14 века получили название гор Ужаса. Леса западнее этой части гор были заселены людьми. В северной части лесов обитали орки и гоблины, устраивавшие набеги на людские поселения, потому оно тут было немногочисленно и сосредоточено в основном на юго-западе, в области, именуемой Пятиречьем, защищенной от набегов с севера Зубьими горами. С юга Пятиречье охватывала дугой степная долина Поур-ан-Гарр, по которой кочевали племена поури. Западнее Зубьих гор лежал Зачарованный лес — владение восточных эльфов, а ещё западнее — Тёмная река, окруженная Тёмными болотами.

Южнее лесов простиралась Восточная степь. Большая её часть была слабо заселена, в основном по ней кочевали полудикие племена номадов. С севера далеко в степь врезалась плодородная и густо заселенная людьми долина Илима, в которой выросли несколько Вольных городов, объединившихся со временем в государство со столицей в Княж-городе. Кроме того, на территории Восточной степи находились Храм Мечей и Волшебный двор.

На юге степи переходили в пустыню, разделенную надвое Восточной Стеной. Западную часть пустыни занимал эмират Салладор. Восточнее пустыни, за горами — государство Харр — благодатные области с мягким тропическим климатом. Южные берега Салладора и Харра омывало Великое Полуденное море. На восток от Салладора, через узкий пролив был расположен остров Кинт Ближний, Восточную часть острова занимала плодородная Аррасская долина, на которой располагался султанат Аррас. Западная же часть острова поросла болотистыми тропическими лесами, которые прозвали Змеинными из-за того, что они были густо заселены монстроидными Тварями.↵Ещё западнее через пролив расположен более мелкий остров Кинт Дальний — обиталище морских пиратов. Самая западная часть острова, тем не менее, являлась владениями церкви Спасителя и на ней располагались женский и мужской монастыри. Южнее Кинтских островов находились острова Огненного архипелага. Наиболее благодатные из них были заселены ушедшими на покой магами. Севернее Салладора расстилались Мекампские степи, на которых несколько последних столетий просуществовало воинственное королевство Мекамп, граничившее на севере с государством Светлых эльфов — Вечным лесом.

На запад от Вечного леса, через узкий перешеек, принадлежавший расположенному южнее Эгесту, находилось государство Темных эльфов — Нарн. С севера оба леса были ограничены обиталищем гномов — Железными горами, омывавшимися с севера Морем Ветров, в котором располагались многочисленные Волчьи острова. Южнее Нарна простиралась Империя Эбин, юг которой примыкал к области принадлежавшей Ордосской академии. Западнее Нарна, за западными отрогами Железных гор лежит Семиградский полуостров. Берега Салладора, Эбина и Мекампа разделяет море Призраков, а берега Эбина, Семиградья и Кинтских островов — море Надежд. На запад простирается Море Клешней, в котором расположены три больших острова — Левая Клешня, Правая Клешня и Утонувший Краб.

После первого прихода Спасителя в Эвиале образовалась область Западной тьмы, охватившая все земли между островами Моря Клешней и Синь-И. Через 1500 лет после первого прихода Спасителя, произошло его Второе пришествие, сопровождавшееся глобальными катаклизмами.

На территории Эвиала схватились между собой надмировые силы такие как Спаситель, Молодые боги, Хаос, Дальние и Новые боги. Мир едва не погиб, но благодаря усилиям Драконов-хранителей и Тёмной Шестёрки, возглавленных так и не воплотившимся в Разрушителя некромантом Фессом, при содействии Новых богов, их Подмастерий и Хрофта, а также группы магов, возглавляемых Кларой Хюммель, а также Хранителей и пришедшей им на помощь Хозяйки Ливня Сильвии, мир уцелел, но соединился с Мельином, с которым ещё до этого его связывал Разлом.

  • Зидда

Ключевой мир, населённый необыкновенной расой — данкобарами, похожими на медведей, владеющих магией. Впоследствии полностью разрушен Дальними.

  • Скорбок и Вемсте

Ключевые магические миры, упоминаются в «Одиночестве мага» среди миров, в которых ощущаются сильные магические воздействия.

Мир, включающий в себя Средиземье, Унголиант и Валинор. Вселенная Упорядоченного была придумана Перумовым параллельно с написанием трилогии «Кольцо Тьмы», в то же время значительные космологические изменения в концепции Упорядоченного были неоднократны. Потому в Средиземье встречаются сущности одноимённые, но не идентичные тем, что известны в остальном Упорядоченном. Так, «Высокий» Средиземья не идентичен Хрофту, именовавшемуся так же в Упорядоченном в эпоху Древних богов, а Неназываемый не идентичен тому Неназываемому, который фигурирует в «Летописях Хьёрварда». Достоверно не известно, является ли слово «Унголиант» местным названием Серых Пределов, или это один из Нижних миров, имевший выходы в Средиземье в Первую эпоху.

  • Обетованное

Один из Верхних миров, раньше была обитель Молодых богов, сейчас используется Новыми Богами. Хорошо спрятан и защищён. Где-то в Обетованном находится один из Источников, питающих Иггдрасиль, — источник Урд; сюда же сходятся многие потоки сил, в том числе и от источника Мимира.

  • Долина Магов

Обособленная благоустроенная область в Междумирье, практически небольшой рукотворный мир, созданный четырьмя Истинными магами из поколения, предшествующего поколению Хедина. Отделив участок Междумирья легкопроходимым для смертных магов барьером, Отцы-основатели благоустроили этот мирок: покрыли его небесным сводом с отражениями звезд, ночным и дневным светилами, обнесли круглую долину неприступными горами, чтобы агрессивная живность Межреальности не смогла туда проникнуть.

Предтечи постарались создать в Долине комфортные условия. Там царило вечное нежаркое лето, и лишь по границами мирка бывали смены времен года, но и там климат был мягким. Живописные граничные горы, увенчанные белыми шапками снегов, были почти сплошь покрыты лесом и населены не опасной живностью. В центре Долины находилось чистое круглое озеро. Со скальных круч, сами собой находя дорогу, бежали к нему говорливые ручейки. Вокруг озера на несколько дней пути простерлись плодородные земли. Флора долины как и её фауна была очень разнообразна и в то же время безобидна для разумных обитателей. Диковинные кусты и деревья из разных миров распустили свои кроны под теплым небом.

Удивительной особенностью барьера, отделявшего Долину от междумирья, являлось то, что сколько бы не отсутствовал в Долине маг, вышедший за её пределы, перейдя барьер он попадал в Долину утром. Создав мир, отцы-основатели заселили его специально отобранными жителями. Особое внимание они уделили отбору магов, хозяев и элиты Долины. Самые талантливые молодые маги из разных миров приходили в Долину чтобы обучиться магии у её создателей.

Почему-то создатели Долины при отборе магов отдали предпочтение людской расе. Академия магии стала собственником всех земель Долины. Земельные угодья были сданы в аренду трудолюбивым и мирным представителям самых разных рас. Привели в Долину и умелых ремесленников, архитекторов скульпторов, а также тех, кто призван был следить за порядком и охранять границы. Идущим на поселение обещаны были малые налоги, свобода кормиться плодами своего труда в мирной и уютной стране. Не исключено, что отцы-основатели наложили на земли Долины заклятие, заставлявшее её жителей жить в мире друг с другом, но вполне возможно, что благодатная земля, сытно кормившая всех, кто обитал на ней, а также продуманная организация жизни в Долине и изначальный отбор жителей просто заложили здоровые традиции, позволившие жителями многие века сосуществовать в мире и благоденствии.

Вскоре в центре Долины вырос уютный чистый городок, благоустроенные улицы были застроены красивыми особняками разнообразной архитектуры, но самым величественным было здание Академии, расположенное в центре, на берегу озера.

На границах Долины были воздвигнуты мощные укрепления — высокие сторожевые башни и редуты. Когда пришло новое Поколение, отцы-основатели поняли что маги, пришедшие им на смену, мало похожи на своих предшественников. Маги нового поколения находили больше удовольствия в поединках и битвах, чем в размышлении и созидании. Поэтому о существовании Долины новому Поколению ничего не было сообщено. Боясь отголосков в Астрале, отцы основатели покрыли забвением свои имена — доныне маги Долины не знают их. Но не забылись знания, оставленные древними магами, не истерся дух, посеянный ими в учениках. Маги-основатели обучили несколько сотен талантливых смертных магов, составивших костяк будущих магических орденов. Они заложили основу магической школы, собрали в Академии богатейшую библиотеку. Вооруженные знаниями маги жили очень долго и успевали обучить много учеников. Прошли десятилетия, Поколение основателей ушло, но ещё какое-то время Долина продолжала заселяться магами из разных миров, которых подбирали их ученики. Среди тех кого отыскали и выучили они был и Игнациус Коппер — юноша чудом спасшийся из гибнущего мира. Со временем маги перестали искать новых учеников на стороне — ведь у них дома подросло поколение их собственных потомков. Благодаря изначальному отбору в Долине традиционно рождалось много талантливых магов, а те, кто не был способен к магии, могли жить на накопленные их предками средства, продолжая считаться элитой и также обучались в Академии.

В самой Долине работы было не так уж много: дежурный маг следил за погодой, этим как правило занимались молодые, не очень опытные маги. Работали в Долине и целители, но в сытой и благополучной местности и им было не слишком много работы. Часть магов занималась магическими и научными исследованиями, обучением новых магов.

Однако подавляющее большинство магов работало по найму в близлежащих мирах. За высокую плату маги оказывали услуги монархам, в основном это были целители и погодники. Именно эти две категории магов всегда были самыми востребованными и многочисленными. Мастера артефактов продавали свои изделия самым состоятельным жителями миров. Порой маги приходили на помощь мирам, в которых разразилась эпидемия или возникли серьёзные конфликты, особенно с участием местных магов. Со временем выросла и окрепла Гильдия боевых магов. Чаще всего боевые маги нанимались в охрану или в войска небольшими группами или поодиночке. Академия могла позволить себе содержать гильдии, занимающиеся исследованиями, например некоторое время существовала гильдия картографов, пытавшаяся составить карты всего известного магам Долины междумирья. Ботаники Долины занимались выведением особых сортов цветов, совершались попытки адаптировать в Долине некоторые виды растений междумирья.

Правил Долиной Совет магов, собиравшийся в специальном зале, где были предусмотрены места для всех желающих. Поколение Хедина так и не обнаружило Долину, однако сам Хедин узнал о ней уже после того, как стал богом. Обеспокоившись тем, что без его контроля находится несколько мощных орденов смертных магов, он послал туда Хагена, который для конспирации находился там под личиной мирного целителя Динтры. Со временем Динтра стал пожилым и всему уважаемым магом. Прожив в Долине несколько сот лет по местному летоисчислению, он стал пользоваться огромным авторитетом, но принципиально не занимал официальных должностей в Совете.

Как агент влияния Динтра сыграл свою роль в организации участия Гильдии боевых магов в подавлении восстания Безумных богов и некоторых других акциях. Со временем самыми старыми и влиятельными магами Долины стали Игнациус Коппер и Динтра. Оба они предпочитали быть неформальными лидерами. Игнациус Коппер умел вести дело так, что без его согласия не обходилось ни одно серьёзное решение Совета.

Благополучие Долины привлекало порой достаточно неожиданных поселенцев, о происхождении которых не знали даже те, кто владел ею. Так привратником клуба Боевых магов много лет был бывший Древний бог Гормли, однако ему удавалось сохранить инкогнито. Тайно захаживали в долину и другие путники, какое-то время там бывал дракон Сфайрат. Простые жители Долины, представители разных рас, много лет жившие в мире друг с другом все же не смешались в единую расу и предпочитали области деятельности, более подходящие их расам. Так гоблины чаще всего занимались сельским трудом, были дворниками, пивоварами. Орки служили в страже, и в отрядах, занимавшимися розысками пропавших магов. Один из таких отрядов, под водительством Ричарда д’Ассини, принес в Долину останки погибшего Аветуса Стайна. Эльфы предпочитали заниматься работой связанной с эстетикой, обслуживанием и удовольствиями. Известно что в доме Аглаи Стевенхорст многие годы поваром был эльф.

Наступление Козлоногих на Мельин и другие близлежащие к Долине миры, впервые за много лет всколыхнуло покой мирной страны. Разведка, в которую Игнациус Коппер послал Клару Хюммель кончилась пленением волшебницы. Козлоногий, лидер тварей Неназываемого, послал в Долину ультиматум, в котором предложил магам перенести Долину с прокладываемого ими Пути. Расчет Козлоногого оправдался. Привыкшие к покойной жизни маги предпочли не ввязываться в конфликт, грозящий им значительными потерями. Решение Совета внесло раскол в ряды гильдии боевых магов. Часть магов, бывшая в разведке и видевшая, последствия наступления Козлоногих на миры, воспротивилась решению и выступила в поход, пытаясь помочь магам гибнущих миров. Небольшой отряд, возглавленный Кларой Хюммель, принял участие в обороне Мельина.

Несостоявшееся второе пришествие Спасителя в Мельин, спутало планы магов. Вдобавок они попали в зону пониженной плотности магического потока, вызванную пробоем капсулы запиравшей Эвиал. Обессиленные битвой маги не могли найти дорогу в перенесенную с пути козлоногих Долину. Неожиданное вмешательство «Падшего», сыграло роковую роль в судьбе отряда. Клара попала под в немилость Игнациуса Коппера, отряд распался, а последующие события вынудили некоронованного лидера Долины самому покинуть свой уютный дом и вмешаться в события, приведшие его к гибели.

Динтра вызвался сопровождать Игнациуса в походе, что способствовало его демаскировке, но это не сыграло существенной роли. Клара Хюммель также не вернулась в Долину, обосновавшись в одном из рядовых миров. В результате этих событий Долина лишилась наиболее харизматичных лидеров.

  • Терра

Наш мир, являющийся также частью Упорядоченного, но, в отличие от большинства его миров, лишённый магии. Один герой цитирует стихи Н. Гумилёва, которые боевой маг Клара Хюммель нашла в одном «странном мире без магии». Также несколько раз упоминается как мир, легенды которого отражают события из жизни Истинных Магов. Упоминается, что это мир с очень развитой наукой, в котором люди докопались до мельчайших частиц, из которых состоит материя. Архимаг Игнациус также упоминал латинский язык.

  • Кирддин

Один из уникальных плоских миров Упорядоченного, полностью опустошённый слугами Дальних.

  • Белоста

Один из Нижних миров, населён демонами, обладающими довольно сильной и оригинальной магией. В этом мире оказались Молодые боги после своего Падения. Мир был до этого знаком Ятане, которая, по её признанию, в своё время «позаимствовала» у демонов некоторые заклинания.

  • Авалон

Один из небольших, искусственно сотворённых миров. Создан Мерлином в пору его могущества. Фактически являлся его резиденцией. Вотчина Мерлина представляла собой небольшой гористый остров, вечно носимый по волнам Мирового Океана в Межреальности. Поверхность острова была почти сплошь покрыта тропическим лесом. Все растения на Авалоне были причудливо видоизменены Мерлином с помощью магии. Своими заклинаниями Мерлин превратил Авалон в гигантский насос, сосущий рассеянные в Упорядоченном магические силы, которые концентрировались на острове в магические потоки, пригодные для использования магом. В насыщенных магией окрестностях острова всегда изобиловали воздушные и водные духи. В бытность Мерлина Главой Совета Поколения остров охранялся мощными защитными заклинаниями: овеществленными мороками, ловушками, переносящими смертных, попавших на остров, в Ледяную Бездну, искривлениями пространства и пр. Кроме заклинаний, охрана острова осуществлялась муравьями Мерлина, а внутри его особняка — летучими пастями.

  • Луна Внутренняя

Самый упорядоченный из миров — застывший, холодный мир кристаллов. Этот мир — обиталище Лунного Зверя.

  • Мир источника Мимира

Очень маленький, закрытый мир, в котором находится Источник Мимира. Включает в себя одну долину с единственным селением, дуб над чашей второго Источника сил Упорядоченного — Источника Миров, питающего Иггдрасиль, где сидит Мимир и гору, в которой находились мечи Молодых богов.

  • Болотный мир

Один из нижних миров с влажным тропическим климатом. Имел два выхода в Хьёрвард. Входы в этот мир знала Предводительница ордена койаров.

  • Мир Замка Всех Древних

Маленький бесплотный Верхний мир. В нём не было ничего, кроме камней и огромной отвесной скалы — Столпа Титанов, на котором стояла обитель Истинных магов — Замок Всех Древних. Этот мир в силу существования там Замка являлся одним из ключевых миров и средоточием магических потоков Упорядоченного, поскольку на Замок Всех Древних замыкалось большинство из этих потоков. Во время восстания Новых Богов и вторжения Неназываемого Замок Всех Древних не выдержал противоборства магических сил и рухнул вместе со Столпом Титанов. Однако некоторое время спустя в мире Замка появились новые хозяева — Поколение Новых Магов, возглавляемых Тёмным, которые установили в развалинах Замка Всех Древних портал в свой собственный сотворённый мир и принялись за восстановление Столпа Титанов.

  • Дно миров

Самый низкий мир, в котором был заключён развоплощённый Ракот. В этот мир не могли попасть охранники Ракота из более верхних миров, потому что Ракот, пусть даже развоплощённый, мог уговорить их встать на свою сторону. Это обстоятельство было использовано Хедином для того, чтобы спасти друга во время своего восстания.

  • Мир третьего источника

Один из нижних миров, с незапамятных времен полностью подчинённый Ракоту, в котором находится третий Источник сил Упорядоченного — Хвергельмир («Кипящий Котёл»), источник Великой Тьмы.

Силы и боги

  • Творец

Загадочная сущность, создавшая Упорядоченное. После Дней Творения удалился за пределы Упорядоченного, Хаоса и Мира Неназываемого, расположенного за Хаосом, в бесконечное путешествие. Молодые боги могли создавать астрального вестника, который, вероятно, достигал Творца, но Читающие Заклятья никогда не видели магию, которая могла бы служить «ответом». Творец не является, однако, единственным верховным существом. Более того, допускается множественность Творцов. В книге «Гибель Богов» устами Орлангура упоминается сущность, стоящая выше Творца, — некто «поистине Всесильный», над-Абсолют, находящийся «вне ведомой Орлангуру совокупности миров». По мнению автора, «Великий Орлангур полагает, что у изначального Хаоса тоже есть создатель, который создал и те монады, одна из каковых стала тем Творцом, что сотворит данное Упорядоченное».

  • Орлангур

Дух Познания, вместе с Демогоргоном — столп Третьей Силы, нейтральное божество. Появляется в виде огромного золотого дракона с четырьмя зрачками. В цикле «Хранитель мечей» появляется его аватара — клоун Кицум. Этот образ был навеян стихотворением Николая Гумилёва «Поэма начала». Первоначально Орлангур был введен в качестве советчика главных героев, но потом стал играть в произведениях значительную роль.

  • Демогоргон

Соборный Мировой Дух — божественная сущность, к которому попадают после смерти души всех умерших живых существ. Нейтральное божество, «брат» Орлангура. В книгах упоминается, но не появляется непосредственно. Никогда и ни с кем не вступал в контакт, однако, по словам Ялини, которая к нему обратилась с мольбой после Падения Молодых богов, провёл её через искупительное воплощение в теле смертной женщины. Имеет под своим покровительством таинственных созданий, зовущихся Детьми Демогоргона. Они не вмешиваются в порядок вещей, но помогли Хедину во время его восстания, победив и оттеснив Лишенных Тел.

  • Древние Боги

Древние боги появились вместе с самим Упорядоченным, но они не были созданы Творцом, — они были рождены из плоти Упорядоченного там, где дыхание Творца коснулось косной материи, и правили им, пока не были разбиты Молодыми богами. Точная численность Древних богов неизвестна. После поражения большинство из них, кто по каким-то причинам уцелел, превратились в полуразумные стихийные божества (Бог Горы в Южном Хьёрварде) или могущественных людей (Хрофт в Восточном Хьёрварде); кто-то стал мелкими божками в своих мирах (Тёмная Шестёрка в Эвиале). Образы многих из Древних богов, например Хрофта, являются отсылками к скандинавской мифологии. Оставшихся в живых Древних Богов и их слуг стали путать с Древними Силами(не считая Хрофта).

  • Молодые Боги

Наиболее известны из них семь главных богов, чьи имена начинаются на «Я»: Ямерт, Ямбрен, Ятана, Ялмог, Яэт, Явлата и Ялини. Уничтожили большинство Древних Богов в Боргильдовой Битве. Считалось, что Молодые боги — «первое творение Всеотца»[1] и «его возлюбленные дети»[2]. После прорыва Неназываемого пытались сбежать из Упорядоченного, но им помешали Ракот, Хедин, Хрофт и Орлангур, которые отправили их в изгнание. Оказавшись после своего падения в демоническом мире Белоста, Молодые боги любой ценой пытаются вернуть себе власть (за исключением Ялини, которая отреклась от своих братьев и сестёр и, пройдя искупление при помощи Демогоргона, обрела свободу и свою божественную сущность). Во время событий Земли Без Радости они пробудили Губителя, чтобы тот уничтожил Хьервард и помог им одолеть Новых Богов, но план окончился неудачей из-за саботажа Чёрного. Во время, описываемое в цикле «Летописи Разлома», Молодые боги управляли древними народами Эвиала — пятиногами и титанами. Через некоторое время после своего падения они заключили союз с Дальними Силами, Новыми Магами и поставили драконов-Хранителей охранять Кристаллы Магии, чтобы те взорвались при приходе Новых Богов и высвободили силу Мечей, но план вновь был сорван.

Младших Молодых богов, обитавших в Хьёрварде (Ярдоз — «хозяин пылающих земных недр», Ялвэн — «распорядитель холодов и ключарь снежных кладовых», Ярмина — «дочь самого Ямерта, смотрительница утренних и вечерних зорь», Яргохор — «водитель мёртвых Хьёрварда» и т. д.), падение их старших братьев и сестёр не затронуло, и они продолжили выполнять свою миссию богов-хранителей природы в вышеупомянутом мире.

  • Новые Боги

Хедин и Ракот — в прошлом два могущественных Истинных Мага, захватили власть в Упорядоченном, свергнув Молодых богов (это описано в романе «Гибель Богов»). По мнению Орлангура, само Упорядоченное выбрало их богами. Сами считают себя богами Равновесия или Недеяния.

  • Ракот, Владыка Тьмы, — Истинный Маг, великий воин и вечный оппонент Ямерта. Некогда восстал против владычества Молодых богов, дважды выступал против них, пытаясь свергнуть богов грубой силой и был после очередного поражения заточён на Дне Миров. Дал дорогу в Упорядоченное Неназываемому. Освобождён его названным братом Хедином. Вместе с ним стал одним из главных богов Упорядоченного, олицетворяя силу и действие в паре с Хедином. Путешествует между мирами в образе чёрного дракона либо могучего воина в чёрных доспехах и красном плаще. Ракот откровенен и резок, не терпит авторитетов, но хорошо относится к смертным, а к Спасителю испытывает сильную ненависть.
  • Хедин, Познавший Тьму, — Истинный Маг, названный брат Ракота, великий воин и ещё более великий маг, и друг Хрофта. Был отправлен в тысячелетнее изгнание за непокорность, вынужден был расстаться со своей возлюбленной Сигрлинн. С помощью своего ученика Хагена освободил Ракота и низверг Молодых богов.

В качестве бога Хедин умеряет пыл своего названного «брата», олицетворяя мудрость и умеренность. Следит за мирами в образе сокола. Помимо Неназываемого, Хедин находится в противостоянии с Дальними Силами, Хаосом, в плохих отношениях (но без войны) с Падшими и Новыми Магами, хотя он избегает открытых войн, поскольку «прямые» столкновения сил такого порядка чреваты существенными подвижками Равновесия и как следствие — катастрофическими последствиями для населяющих Упорядоченное живых существ, враги его не пекутся о судьбах обитателей Упорядоченного, но боятся проиграть в войне с богами. Хедин умен и терпелив, и очень гуманен по отношению к другим существам, особенно к людям. Его непрямая война с Дальними Силами достигла своего развития, когда те высосали жизненные соки из мира Кирддина, в ответ войска Хедина вторглись в логово Дальних, но те в итоге заманили новых Богов в ловушку Эвиала и только Кэр Лаэда спас их.

После освобождения из ловушки Эвиала и слияния двух миров Хедин воссоединился с Сигрлинн, а в число его врагов вступили и Спаситель, и Неведомые Маги.

Вероятно, имя персонажа и его острова Хединсей связано со скандинавским эпосом и одноимённым островом в Балтийском море.

  • Спаситель

Таинственное и неуловимое существо, практически не вмешивающеся в события и являющееся воплощением веры смертных живых существ (прежде всего — людей), избегающее открытых столкновений, но имеющее множество поклонников в разных мирах Упорядоченного. Спаситель питается надеждами и эмоциями людей, как могущественный вампир, его магия крайне загадочна, но имеет слабость перед людской волей и эмоциями, что и было продемонстрировано Анэто с Меганой. Он неоднократно спускался в миры, находящиеся на грани гибели, чтобы забрать души их обитателей, после чего остаётся совершенно пустой мир. Спаситель получает полную власть над мирами и живыми существами в них путём первого пришествия, при этом создавая себе преграды для второго пришествия, которые являются Пророчествами Разрушения — и тем самым обходит Закон Равновесия. Спаситель вступил в союз с Дальними Силами, Хаосом, которому он помог бездействием многих своих последователей в городе Аркин в мире Эвиала, брандейским Поколением Истинных Магов, которых он подпитал и сделал возможным их освобождение, и Тварями Неназываемого, дабы те помогли ему избавиться от Новых Богов и подвести Эвиал к гибели, выполняя союзнические обязательства перед Дальними в Эвиале, он отвлек их до момента активации ловушки Игнациусом Коппером и пропилил корни Эвиала, чтобы мир оказался в пасти Неназываемого. Не смог получить лишь два мира — Мельин, в котором Мерлин уничтожил армию вторжения Созидателей Путей и закрыв им проход, не дав сбытья пророчествам и из которого Кэром Лаэдой в последний момент были вынесены Мечи, и Эвиал, в котором против Спасителя выступили Анэто и Мегана (которые нанесли ему тяжелую рану), Ракот(заставил сражаться в полную силу), а в битве в Великой Пирамиде — Этлау и Кэр Лаэда(который и развоплотил Спасителя) . Культ Спасителя — аналогия христианства, «технически» по форме ближе к католической церкви Средних веков (инквизиция, монастыри, курия, аналог Папы Римского — архипрелат Аркинский и всея Эвиала и т. п.).

  • Неназываемый

Существо, являющееся творением другого Творца, который был из другого Хаоса и Континуума, Неназываемый самим своим существованием уничтожает миры. До восстания Ракота и Хедина был заключён в клетку, созданную Творцом, из которой был выпущен Ракотом, находившимся после своего негаданного освобождения в состоянии аффекта. Неназываемый прокладывает себе Путь через Упорядоченное, чтобы вернуться обратно, за пределы Хаоса, в свою обитель — иное Упорядоченное. Неназываемому служат порождаемые им миньоны — козлоногие существа, неосознанно создаваемые его магией в мирах, которые он пожирал, и не имеющие свободы воли.[3], которые разрушают миры и убивают их жителей, чтобы создать Путь — искусственную материю нового типа, по которой Неназываемый может вернуться в свой континиум.

После того, как Неназываемый вернётся обратно, всё Упорядоченное последует за ним, в том числе и те миры, которые не стали основой для строительства Пути, и будет уничтожено:

…в тот миг, когда Путь достигнет… достигнет цели, наше Упорядоченное, как вода в трюмную пробоину, ринется следом. Миры столкнутся и испарятся, соприкосновение с тканью того континуума, откуда пришла эта тварь, гибельно для любой материи из-под рук нашего Творца.

— Ник Перумов. Война Мага. Том 2: Миттельшпиль. Интерлюдия I

  • Дальние

Об этих силах мало что известно, так как они избегают напрямую вмешиваться в дела Упорядоченного. Они тайно борются с Хедином и Ракотом, так как считают, что Новые Боги мешают рождению Нового Творца внутри Упорядоченного, считают себя его «повивальной бабкой». Их сторонники используют зелёный цвет как свой знак. Имеют своих адептов в Эвиале (Храм Мечей), в Мельине (Орден Всебесцветного Нерга), в Хьёрварде (монастырь в долине Бруневагар). Магия Дальних очень своеобразна, но всегда имеет слабость перед Истинным Огнём или Пламенем Неуничтожимым — это было обнаружено Сигрлинн, долгое время сражавшейся против Дальних. Облика они как такового не имеют, но их временные обличия (зелёный Кристалл) имеют вид зелёного пламени. Во имя осуществления своих целей вступили в союз с Игнациусом, Спасителем, Молодыми Богами и Новыми Магами, и тем и другим они помогли в плане находки Мечей, Брандейским Поколением Истинных Магов, которому они помогли в плане сил, Хаосом, планам которого они поспособствовали и Тварями Неназываемого, что было частью их плана(Молодые Боги взрывают Кристаллы Магии, Новые Маги открывают Аркинский Ключ, Истинные Маги организуют высвобождение Западной Тьмы, в которой находятся,Хаос организует свой прорыв, а сами Дальние и Спаситель перепиливают кони Эвиала, при этом последний также уничтожает его). Именно Дальние ответственны за опустошение мира Кирддина (их магия вытянула из него всю жизненную силу для привлечения внимания Новых Богов) и полное разрушение Зидды(для выполнения союзнических обязательств перед Созидателями Путей). Иссушив Кирддин и неудачно атаковав там Новых Богов, что и те и другие предвидели, выпустили туда нанятую армию быкоглавцев и других простых обитателей различных миров, в ответ армия Новых Богов напала на логово Дальних, но это оказалась подделка, что было частью их «тонкого» поединка с Хедином, в итоге заманили Новых Богов в ловушку в Эвиале, и только Кэр Лаэда спас их. Склонны к хитрым, многоуровневым комбинациям, так, их попытка заманить в ловушку Новых Богов и своеобразные "игры" с другими силами занимали много времени, а Ловушка Эвиала имела 5 слоев. Вероятно находятся в союзе с Неведомыми Магами.

  • Истинные Маги

Многие поколения бессмертных магов, живших в Замке Всех Древних. Маги были близкими союзниками Молодых Богов и после восстания Хедина и Ракота оказались разбиты и рассеяны. Тайна их происхождения/рождения осталась нераскрыта. В цикле «Хранитель мечей» даётся намёк на то, что родителей у Истинных Магов нет. После обучения в некоей Школе магов «у самых границ Реальности» проходили инициацию у источника Мимира. Каждое Поколение оказывалось обречённым при рождении Мага нового Поколения, однако те, кто появился на свет одновременно с Хедином и Ракотом, смогли выжить благодаря помощи магов Хаоса (остров Брандей), несмотря на рождение у Фелосте сына по имени Горджелин. За это Поколение стало служить Хаосу и стали известны как обитатели этого острова. в то же время к ним в плен попала Сигрлинн. Вскоре, однако, Брандей был взят штурмом войсками Новых Богов и уничтожен лично Хедином и Ракотом. Едва живые и развоплощенные Истинные Маги, продолжая держать Сигрлинн, с трудом сумели добраться до Эвиала, где их заточили Древние Силы, известные как Темная Шестерка, на западе мира. Однако в то же время там свили гнездо козлоногие(Твари Неназываемого, назвавшиеся как Созидатели Путей), которые заключили с Поколением союз и дали тем убежище, изменив клетку и сделав её скорее обиталищем, состоящим из эманаций Неназыаемого, названным Западной Тьмой, где Маги, перестав быть самим собой, освоились и начали свою игру, заключив союз с Дальними Силами и Спасителем, продолжая быть в союзе(но уже не совсем служа) с Хаосом. Спаситель сделал уже измененную клетку ещё и защитой, а также сделал возможным её открытие, а также подпитав падшее Поколение, Дальние подпитали Поколение и ещё больше ослабили клетку. Сами брандейцы продолжили козни и готовили месть Новым Богам. Приметив попавшего в Эвиал Фесса, они попытались сделать его Разрушителем, но тот отказался, а Сигрлинн помешала планам своих сородичей, ещё и надоумив Фесса уничтожить Западную Тьму(что стало частью её плана по собственному освобождению). Вскоре, во время битвы на Утонувшем Крабе, Кэр Лаэда(Фесс) начал подготовку по уничтожению Западной Тьмы и случайно выпустил брандейцев, которые после короткой битвы с отрядами подмастерьев Хедина были вынужденны уйти из Эвиала, где их подстерегли Рыцари Ордена Прекрасной Дамы(Сигрлинн), один из которых, Даос, перебил брандейцев и освободил Сигрлинн.

  • Лорды Хаоса

Силы Хаоса, пытающиеся отвоевать пространства, из которых Творцом было создано Упорядоченное, для этого наладившие контакты с группами чародеев (в Упорядоченном) и посулами переманив их на службу. Их адепты использую в качестве символа серый цвет и присутствовали во многих мирах, их самым мощным и известным форпостом в Упорядоченном был остров Брандей в мире Хьерварда, хозяева которого и вели аккуратную подрывную деятельность. После книги Гибель Богов к ним присоединились Истинные Маги, которые умирали от от Закона Явленного Потомка и были спасены Лордами Хаоса. В то время Новые Боги, правившие Упорядоченным, занимались остановкой Неназываемого, и поэтому не могли разобраться с обитателями острова. Обнаглевшие слуги Хаоса, воспользовавшись этим, начали крупную операцию по дестабилизации Хьерварда, но потерпели неудачу и были вынужденны спастись в Межреальность от разозленных Новых Богов, которые вскоре нашли Брандей и взяли штурмом, уничтожив его и почти всех его обитателей. Едва живые и развоплощенные уцелевшие брандейцы(из числа Истинных Магов)отступили в Эвиал, где Хаос оказался не властен над ними, а они вступили в союз с Тварями Неназываемого, Спасителем и Дальними Силами, обязавшись служить каждому из них, не переставая прислуживать Хаосу, но и не являясь его адептами. Там же, в Эвиале, Хаос приобрел новых адептов, дуоттов, основавших Империю Клешней. Они провели несколько операций по уничтожению Эвиала, особенно воплощая Зверя, чудовища Хаоса, где пришлось прибегнуть к помощи запертых брандейцев. Однако их планы оказались сорваны. Хаос в союзе с Дальними Силами, Молодыми Богами, Новыми Магами.

  • Новые Маги

Неполноценное поколение Истинных Магов, не прошедших инициацию у источника Мимира. Их обиталище находится в небольшом мирке, вход в который скрыт в мире Замка Всех Древних. По уровню психоэмоционального развития оставались по существу детьми-подростками (за исключением Старшего из них — Чёрного, который, по собственному признанию, прошёл инициацию «в глубинах Первородной Тьмы»), что обуславливало их мировосприятие — всё существующее они принимали как возможность «поразвлечься». Открыто себя не проявляли, предпочитая действовать тайно, через свои тварные орудия (например, через сотворённую ими Орду, как это имело место в Северном Хьёрварде). Однако в последней книге цикла «Хранитель Мечей» указывается, что некоторые из Новых Магов действовали в Эвиале под масками Эвенстайна, Бахмута и Атлики. Во время, описываемое в цикле «Летописи Разлома», действовали в союзе с Западной Тьмой, Дальними, Молодыми богами и Эвенгаром Салладорским.

  • Читающие Заклятья

Странная форма жизни, живут в одном из миров Упорядоченного, который располагается по дороге между Долиной Магов и Эвиалом. Названы так за своё умение «прочитать» (расшифровать) любое заклинание, когда-либо творившееся в пределах Упорядоченного. Долгое время являлись союзниками Хедина, однако после штурма Брандея заключили союз с Дальними и предали Новых Богов.

  • Лунный Зверь

Таинственное существо, обитающее в самом гармоничном и структурированном мире Упорядоченного. Является источником магии Ночной Арфы. Неизвестно происхождение и мотивы Лунного Зверя, но он два раза помогал Хедину во время его войны с Молодыми Богами. Он пребывает в спячке, но его вполне можно пробудить.

  • Драконы Времени

Странная и загадочная форма жизни, обитающая не в материальной части Упорядоченного, а в так называемой Реке Времени, вода в которой течёт от прошлого к будущему. Драконы Времени невероятно могучи и превосходят практически всех обитателей Упорядоченного. С ними контактировали жрецы Хранителей Рун, которые вскоре были уничтожены Истинными Магами по приказу Ямерта. Также Хедин вызвал их во время своей схватки с Молодыми Богами и они заставили всех Молодых Богов (кроме Ямерта) израсходовать большую часть своих сил; после битвы в Обетованном ушли в свой континуум с приходом Великого Орлангура. Драконы Времени во многом обеспечивают течение Реки Времени, когда наступает серьёзный катаклизм и время начинает меняться, Драконы Времени выравнивают разбушевавшиеся бурные потоки Реки Времени; бывает даже, что для этого нескольким Драконам Времени приходиться пожертвовать собой, как было во время Второго Восстания Ракота, когда столкновение заклинаний Мерлина и Ракота привело к возмущению Реки Времени и гибели многих миров, тогда несколько Драконов Времени ценой своей жизни уладили это возмущение. Один молодой Дракон Времени случайно прорвал барьер в Межреальность и оказался в Долине Магов, те, думая, что перед ними существо из Астрала, загнали его туда. Но Дракон Времени был слаб и вскоре погиб, а его кровь, попавшая в руки магов Долины, стала основой для ряда мощнейших артефактов гильдии боевых магов Долины.

  • Алчущие Звезды*

Алчущие Звезды- странные магические существа, бывшие в заключении у Истинных Магов, бывшие очень могущественными охотниками на магов. Их выпускали на восставших Истинных Магов, и на Ракота и на Хедина, и оба раза терпели неудачу. Один из Звезд был пленен Хедином и за его свободу Алчущие Звезды отступили. Дальнейшая судьба неизвестна.

  • Лишенные Тел*

Странная форма жизни, являющаяся одной из опаснейших во всем Упорядоченном формой жизни нежитью. Использовались Магами как гончие псы. Когда их в очередной раз напускали на миры, в Хьервард, то клан перворожденных затеял с ними войну и в=после долгой бесплодной борьбы победили. Выпускали их против Хедина, но он напустил на вампиров Детей Демогоргона и те победили.

  • Древние Силы

Древние Силы — преимущественно локальные боги, появившиеся и обитающие в закрытых мирах или (редко) в Межреальности. Появились в эпоху Древних Богов. Некоторые из Древних Сил часто воевали с ними, не признавали их власть. В эпоху Молодых богов они тоже воевали с последними, при этом большинство Древних Сил либо было истреблено, либо впало в спячку; в эпоху Новых Богов они стали пробуждаться и вступили в конфликт как с Богами Равновесия, так и с Легионами Неназываемого.

Одними из самых известных Древних Сил являются Валар, Майар и Эру Илуватар мира Арды. Валар и Майар вместе с Эру Илуватаром прожили две эпохи (сейчас проживают третью) и не сталкивались с какими-либо иномировыми или надмировыми силами. Древние Силы слабее всех иномировых сил и Богов, но были с самого зарождения Упорядоченного и будут существовать и впредь.

  • Неведомые Маги

Неведомые Маги — существа неизвестного происхождения, являющиеся очень сильными магами и по силам как минимум не уступающие Истинным Магам. Идейные противники Новых Богов, они тайно борются с ними, считают, что их правление не привело ни к чему доброму. Неведомые Маги выступают в союзе с Дальними и, возможно, с козлоногими, однако в любом случае преследуют только свои цели, желая, по всей видимости, захватить власть над Упорядоченным и свергнуть Новых Богов.

Впервые упоминаются в цикле «Гибель Богов — 2», где пытаются завербовать к себе на службу бывшего Хранителя одного из Кристаллов Эвиала, дракона Сфайрата, и его супругу, волшебницу из Долины Магов Клару Хюммель. По договору с Дальними Силами они же захватили в плен Геллеру, одну из самых сильных подмастерий Хедина, дабы привлечь её на свою сторону, но не преуспели.

Примечания

  1. Перумов Н. Д. Гибель богов (Книга Хагена). — М.: Эксмо, 2006. — 608 с., ил. (часть 3, глава IX.) — ISBN 5-04-002865-2
  2. Перумов Н. Д. Воин Великой Тьмы (Книга Арьяты и Трогвара). — М.: Эксмо, 2007. — 544 с., ил. (часть 5, глава XXVII.) — ISBN 978-5-699-16827-9
  3. Ответы на вопросы читателей

Ссылки