Если (журнал): различия между версиями

Материал из Буквицы
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (категория del)
м (namespace for persons replaced)
Строка 159: Строка 159:
* [[Геворкян, Эдуард Вачаганович|Эдуард Геворкян]] — с № 5 (87)/2000;
* [[Геворкян, Эдуард Вачаганович|Эдуард Геворкян]] — с № 5 (87)/2000;
* [[Громов, Александр Николаевич|Александр Громов]] — с № 1 (107)/2002;
* [[Громов, Александр Николаевич|Александр Громов]] — с № 1 (107)/2002;
* [[Дивов, Олег Игоревич|Олег Дивов]] — с № 7 (113)/2002;
* [[Персона:Дивов, Олег Игоревич|Олег Дивов]] — с № 7 (113)/2002;
* [[Дяченко, Марина и Сергей|Марина и Сергей Дяченко]] — с № 5 (87)/2000;
* [[Дяченко, Марина и Сергей|Марина и Сергей Дяченко]] — с № 5 (87)/2000;
* [[Лукин, Евгений Юрьевич|Евгений Лукин]];
* [[Лукин, Евгений Юрьевич|Евгений Лукин]];

Версия от 17:27, 15 ноября 2021

Если
Если. Обложка. Август 2007.jpg
Специализация: фантастика
Периодичность: 1 раз в месяц
Язык: русский
Главный редактор: Александр Шалганов
Издатель: Издательский дом «Любимая книга»
Страна: РоссияFlag of Russia.svg Россия
Адрес редакции: 119435, Москва, Большой Саввинский пер., д. 9
Объём: 270—300 страниц
Тираж: 14000 (2003—2011)
ISSN: 1680-645X
Веб-сайт: http://www.esli.ru/
Указатели содержания
Архив номеров

«Если» — ежемесячный российский журнал фантастики. Выходил с 1991 по 2012 годы (с января 2013 года прекратил свою работу)[1][2][3]. Публиковал фантастические и фэнтезийные рассказы и повести российских и зарубежных авторов, рецензии на вышедшие жанровые книги и фильмы, жанровые новости и статьи о выдающихся личностях, состоянии и направлениях развития фантастики.

История

Журнал основан в 1991 году ещё во времена СССР. В 1991 году вышел только первый номер. В 1992 году вышло 4 номера, далее журнал выходил почти ежемесячно, лишь иногда в сдвоенном виде. Последним сдвоенным стал номер № 1—2 (72) за 1999 год.

Первоначально журнал позиционировался как журнал фантастики и футурологии, причём фантастики зарубежной и ранее не публиковавшейся.

«В нашем журнале будут публиковаться только не изданные в СССР произведения зарубежных писателей-фантастов» — гласит приветствие к читателям в № 1/1991.

Чуть позже были приведены более подробные правила.

  • «ЕСЛИ» публикует только зарубежную фантастику;
  • «ЕСЛИ» публикует только неизданные на русском языке произведения;
  • «ЕСЛИ» публикует только профессионалов — ведущих переводчиков, активно работающих в жанре фантастики;
  • публицистика на страницах «ЕСЛИ» — прогноз известных отечественных ученых, политологов, экономистов — развивает тему, заложенную в литературном произведении.

— Объявление об открытии подписки на журнал, № 4 (1992), 3-я страница обложки

Однако уже в № 3 (18) за 1994 года был дан анонс публикаций российских писателей:

Судя по всему, в обозримом будущем «Если» так и останется единственным ежемесячным журналом фантастики, а потому просто обязан следить за текущим российским литературным процессом.

В № 8 (22) за 1994 год был опубликован рассказ-миниатюра Александра Силецкого «День игры» и далее произведения российских авторов публиковались почти в каждом номере. «Юбилейные» № 6 (100) за 2001 год и № 10 (200) за 2009 год полностью состоят из произведений российских авторов.

С № 5 (41) за 1996 год вместе со сменой формата с обложки исчезло слово «футурология» и постепенно сошли на нет футурологические статьи и новости.

Возрастной рейтинг журнала 16+ впервые отмечен на № 10 (236) за 2012 год. Содержание более ранних номеров в целом соответствует данному рейтингу.

С 1991 по 1996 — старый формат

С 1991 года по № 4 (40) за 1996 год журнал выходил в издательском доме «Московские новости» в формате А4 на газетной бумаге с чёрно-белыми иллюстрациями и объёмом 96 страниц.

Журнал был организован по аналогии с ходом научного исследования. Фантастические рассказы, повести и романы публиковалась с тэгами «Мотив», «Задача», «Сбор данных», «Условия», «Гипотеза», «Эксперимент» и «Результат», иногда — «Коррекция», после которой могли следовать ещё один «Эксперимент» и «Результат». После фантастического произведения в большинстве случаев следовала публицистическая статья, тематика которой пересекалась с элементами произведения. Таким образом из фантастических произведений и статей выстраивалось футурологическое исследование.

До № 7 (21) за 1994 год тираж журнала составлял от 75 до 150 тыс. экземпляров, далее постепенно снижался от 50 до 20 тыс. экземпляров.

Журнал печатался в ИПК «Московская правда».

С 1996 по 1998 — формат с цветным «Видеодромом»

С № 5 (41) за 1996 год журнал издавался издательским домом «Любимая книга» в «карманном» формате А5, на мелованной бумаге с цветным разделом «Видеодром» в конце номера.

Журнал расширил критическую рубрику и приобрел новый раздел, целиком посвященный кинофантастике, который будет печататься на цветной вкладке. … В остальном же «Если» остается верен своей литературной направленности: знакомство читателя с новейшей зарубежной фантастикой и произведениями, ставшими классикой жанра.

— Обращение редакции, №5 (41) за 1996 год, с. 2

Организация журнала была изменена — тэги футурологического исследования исчезли, проза перестала быть организованной в определённом порядке. Оглавление стало упорядочено по рубрикам, снабжёнными пиктограммами — сначала перечислялась фантастическая проза — романы, повести, рассказы, затем публицистика, критика и т. д.

Сразу после смены формата объём журнала составлял 260-280 страниц. Однако уже к № 1 (49) за 1997 год журнал достиг уровня 304—320 страниц (о чём первые полгода свидетельствовал значок на обложке).

С № 6 (42) за 1996 год у журнала появился номер ISSN:0136-0140. С № 7 (55) за 1997 год оглавление журнала стало двухстраничным с короткими редакционными аннотациями к произведениям и статьям. С № 10 (58) за 1997 год журнал снова выходит на газетной бумаге.

Журнал печатался General Press Publication SA. C № 4 (64) за 1998 год — в Словакии при содействии фирмы Discovery. Тираж — 20 тыс. экземпляров.

С 1999 по 2012 — формат без цветных страниц

Кризис 1998 года журнал выдержал, но не без затруднений: с № 10 (70) за 1998 год тираж был сокращён до 10 тыс. экземпляров, раздел «Видеодром» лишился цвета, два номера было выпущено сдвоенными — № 11—12 (71) за 1998 год и № 1—2 (72) за 1999 год.

До № 5 (75) за 1999 год журнал печатался на «Ярославском полиграфическом комбинате», № 7 (77) и № 8 (78) — в типографии «Виктория-Принт». С № 9 (79) журнал печатается на «Красногорской типографии» и «Чеховском полиграфическом комбинате».

К концу 2002 года тираж поднялся до уровня 14 тыс. экземпляров и оставался таким в течение почти 10 лет. С № 3 (229) за 2012 год тираж составлял 11-12 тыс. экземпляров. Текущий ISSN: 1680-645X появился, начиная с № 1 (167) за 2007 год.

Закрытие

В конце 2012 года журнал был закрыт из-за политики издательства ООО «Сова-фильм», которое решило отказаться от него[4].

Журнал по сути был не убыточный, но в последние годы и не прибыльный (то есть хватало ровно на гонорары и оплату работы сотрудников). Владелец журнала — его редакция. Основная причина закрытия следующая: в этом году издательский дом, «рядом» с которым существовал журнал, закрыл все свои [глянцевые] журналы, в результате чего у журнала «Если» «отвалилась» почтовая подписка, то есть покупатели на примерно 5 000 из тиража, в связи с чем экономическая модель перестала сходиться. (Без подписки денег на гонорары и поддержание работы редакции — не хватает.)

Олег Колесников

29 октября 2012 года Эдуард Геворкян сообщил о завершении работы редакции журнала[5].

В последнем №12 (238) за 2012 год на 288 странице приведено обращение главного редактора к читателям о закрытии журнала, а также комментарий от редакции.

К сожалению, всё в нынешнем году сошлось в фокусе: и решение издателя, и диктат фирм-распространителей, и возрастающая бесплатная раздача «Если» в Сети, и массовый выброс на рынок разного рода «читалок». Но если с первыми двумя обстоятельствами редакция все-таки могла бы совладать, то справиться с последними нам не под силу.

...И уже не от имени главного редактора, придумавшего, создавшего и на протяжении двадцати лет выпускавшего журнал, а от имени самого «Если» я не прощаюсь с вами, но говорю вам:

До свидания.

— Александр Шалганов

От редакции. Рекомендуем читателям изредка заглядывать на сайт журнала. Если он возобновит работу, то всю информацию о дальнейшей судьбе издания вы сумеете получить здесь: www.esli.ru

В январе 2013 года официальный сайт был закрыт на реконструкцию и на нём было вывешено объявление о поиске нового издателя.

Журнал временно не выходит. Ищем нового издателя.

esli.ru

В сентябре 2013 Дмитрий Байкалов в своём блоге сообщил[6], что переговоры с различными организациями о возрождении журнала пока ничего не дали.

Интерес к возрождению имеется, однако самостоятельно, без поддержки - журнал рестартануть не может.

— Дмитрий Байкалов

На XVI конгрессе "Странник" основной темой стало обсуждение возрождения журнала фантастики[7].

На базе "Если", но с возвращением футурологического блока.

— Дмитрий Байкалов

Распространение

С 1993 года журнал распространялся по подписке на территории России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В розницу поступал в ограниченном количестве — преимущественно в торговую сеть Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга; с 2001 года — Харькова.

Поступление в розничную продажу обычно происходило в последних числах месяца, предшествующего титульному месяцу журнала.

Содержание

Типичное содержание номера журнала:

  • 1—2 повести;
  • 4—7 рассказов;
  • 3—6 рецензий на фильмы, вышедшие в российском прокате;
  • 5—10 одностраничных рецензий на недавно опубликованные в России книги;
  • 1—3 расширенных рецензий на опубликованные книги;
  • «Курсор» — жанровые новости;
  • Статьи (мемуары, публицистика, полемика);
  • «Персоналии» — сведения об авторах прозаических произведений номера.

Изредка вместо повестей публиковался роман (в сокращённом виде или с разбивкой на две части).

Некоторые номера были тематическими, хотя это не объявлялось напрямую, например, № 6 (172) за 2007 год — альтернативная история и параллельные миры, № 3 (181) за 2008 год — медицина, № 8 (186) за 2008 год — городская фэнтези, № 10 (212) за 2010 год — ксенофантастика. Тематические номера обозначались в оглавлении в 1994—1996 годах.

В конце года проводилось голосование «Приз читательских симпатий» по произведениям, вышедшим в этом году в журнале и в России вообще. Итоги голосования были основой для премии «Сигма-Ф».

Конкурс «Альтернативная реальность»

Начиная с № 11-12 (25) за 1994 год раз в полгода журнал проводил конкурс «Альтернативная реальность» — публиковался лучший присланный в редакцию рассказ от начинающего автора.

Два раза в году жюри подводит итоги конкурса, и лучший рассказ публикуется на страницах журнала (как правило, во втором и восьмом номерах).

Для того, чтобы претендовать на победу, необходимо соблюсти всего три условия:

1. Предъявить достойный литературный уровень.

2. Предложить оригинальную фантастическую идею или нетривиальную разработку классической темы.

3. Продемонстрировать умение выстроить сюжет. [8]

До 1998 года присланные работы предварительно отбирались Московским клубом любителей фантастики, редакция выбирала победителя из 3-4 финалистов.

Одним из победителей конкурса стал Михаил Тырин, чей дебютный рассказ "Малые возможности" был опубликован в № 7 (43) за 1996 год.

Конкурс «Банк идей»

Раз в год, с 1995 до 2006 год, журнал проводил конкурс «Банк идей» — читатели пытались разгадать замысел или развязку рассказа по его началу или краткому пересказу.

Конкурс был свёрнут в № 4 (158) за 2006 год в связи со снижением интереса читателей:

Судя по всему, читатели устали от конкурса… число участников раз от раза снижается… предлагаем конкурсантам отдохнуть и набраться сил для будущих интеллектуальных битв. Если запрос на подобного рода конкурс будет достаточно массовый, мы непременно возродим «Банк идей» в новом виде.

С № 10 (200) за 2009 год конкурс был восстановлен, однако теперь читателям нужно было предложить концовку ещё не завершённого рассказа. В свою очередь, автор рассказа «обязуется внимательно изучить все оригинальные НФ-идеи и завершить рассказ в соответствии с той, которая покажется ему наиболее интересной». На февраль 2011 года конкурс в новом виде проводился один раз.

Творческий совет

При журнале существовал творческий совет, который участвовал в формировании номеров. Впервые совет приведён в № 1 (61) за 1998 год. В состав совета в разные годы входили:

Ранее в состав совета также входили:

Призы и премии

Журнал был организатором ежегодного Московского форума фантастики, учредителем приза читательских симпатий «Сигма-Ф» и соучредителем премии критиков «Филигрань».

В 2004 году журнал совместно с агентством новостей «IMA-press» выступил учредителем Мемориальной премии имени Кира Булычева, которая вручается по результатам голосования профессионального жюри, состоящего из писателей, критиков и журналистов.

В 2000 году на «Евроконе» журнал «Если» был признан лучшим периодическим изданием фантастики в Европе.

Примечания

Ссылки

Официальные ресурсы «Если»

О журнале на других ресурсах