Аудиокнига: различия между версиями

Материал из Буквицы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 19: Строка 19:
* [[2006]] — оборот мирового рынка аудиокниг составляет 800—850 млн долл. (по данным агентства «Piper Jaffray»).
* [[2006]] — оборот мирового рынка аудиокниг составляет 800—850 млн долл. (по данным агентства «Piper Jaffray»).
* [[Июль]] [[2006]] — оборот российского рынка аудиокниг оценивается в 7-8 млн долл. (по данным издательства «Ардис»).
* [[Июль]] [[2006]] — оборот российского рынка аудиокниг оценивается в 7-8 млн долл. (по данным издательства «Ардис»).
== Технологии создания ==
[[Файл:Bolkonskij-frontal.jpg|thumb|Профессиональная студия для записи аудиокниг.]]
Как правило, аудиокниги начитываются актерами в профессиональных студиях, снабженных специальным оборудованием для качественной записи речи и фильтрации шумов.
В последнее время широко распространены аудиокниги, записанные энтузиастами-любителями на домашнем оборудовании, например в рамках проекта [[LibriVox]].
Для создания аудиокниг возможно использование программ [[Синтез речи|синтеза речи]], однако  широкого применения данный подход не получил по причине низкого качества получаемого материала (в первую очередь, монотонности записи).
Впоследствии, при редактировании, к речи может быть добавлено музыкальное или звуковое сопровождение.
=== Качество ===
* слышимость, отсутствие посторонних шумов (зависит от качества применяемой аппаратуры, помещения, последующей обработки записи и формата хранения данных)
* правильность чтения и ударения.
== Преимущества и недостатки ==
; Преимущества
* Человеческое зрение изначально не приспособлено для чтения букв с листа и восприятия покадровых фильмов{{нет АИ|29|07|2010}}, поэтому основным преимуществом аудиокниги является естественность восприятия информации, при условии воспроизведения через громкоговоритель. При воспроизведении через наушники естественность теряется, поскольку звук доставляется прямо в ухо. Кроме того, у громкоговорителя легко достичь нужного для комфортного восприятия тембра звучания.
* Меньшие нагрузки на [[зрение]]
* Для слепых и медленночитающих либо читать не умеющих (например детей 4-6 лет) аудиокнига — единственно возможный способ узнать содержание книги (слепые могут также использовать [[шрифт Брайля]]).
* Возможно параллельно, при прослушивании, заниматься другим делом. Возможность слушать аудиокнигу тогда, когда читать неудобно, например, в маршрутном такси или в метро.
; Недостатки
* Чтение — процесс более быстрый, нежели прослушивание (хотя, некоторые плееры позволяют регулировать скорость воспроизведения до скорости превышающей среднюю скорость чтения{{нет АИ|2|01|2013}}).
* Бо́льший размер файла, в сравнении с [[Текстовый файл|текстовым]]. Так, текстовый файл занимает максимум 2-3 МБ, а аудиокнига — около 700 МБ (что неск. зависит от формата сжатия), хотя, на современных компьютерах размер файла не имеет принципиального значения. В настоящее время для записи аудиокниг наиболее популярны форматы [[сжатие с потерями|сжатия с потерей качества]] — [[Vorbis|Ogg Vorbis]] и [[MPEG Layer 3|MP3]]. При их использовании 200-страничная книга помещается на одном компакт-диске объёмом 700 [[МБ]]. <!-- Если же использовать форматы [[CDDA]] или [[FLAC]], то потребовалось бы от 3 до 10 дисков.{{Неопределённость}}*Какие битрейты/качество, какая продолжительность?* Однако сжатие с потерями нежелательно использовать в процессе записи и редактирования.*почему это?* -->

Версия от 16:44, 28 августа 2013

Компакт-кассета с аудиокнигой

Аудиокни́га — художественное или познавательное произведение, обычно начитанное человеком (например, профессиональным актёром) или их группой и записанное на любой звуковой носитель. Аудиокниги можно считать разновидностью радиоспектакля (радиопостановки).

Обычно аудиокниги производятся с целью дальнейшего коммерческого распространения, однако существуют и некоммерческие хранилища аудиокниг, например, архивы «Модели для сборки», «ЛиТерра» и проект по записи аудиокниг в общественном достоянии LibriVox.

Из‑за удобства пользования аудиокнигами (особенно в транспорте) спрос на них ежегодно возрастает.

История

  • 1931 — Конгресс США утверждает программу «Книги для слепых» — для поддержки слабовидящих.
  • 1932 — американский Фонд слепых выпускает первые «говорящие книги», распространяет их бесплатно.
  • 1952 — в США выходит первая коммерческая аудиокнига «Детское Рождество в Уэльсе», прочитанная автором Диланом Томасом. Запись продаётся на аудиокассете.
  • 1961 — под эгидой Всесоюзного общества слепых (ВОС) начинается работа по созданию аудиокниг в СССР. В настоящий момент Общество располагает 9000 аудиокниг, доступных только его членам.
  • 1969 — на Вильнюсском электротехническом заводе «Эльфа» начинается выпуск тифломагнитофона «Дайна». По заказу ВОС в нём предусмотрена скорость ленты 2,38 см/с для прослушивания «говорящих книг».[1]
  • 1975 — в автомобилях появляются магнитолы.
  • 1979 — компания «Recorded Books» впервые привлекает к записи аудиокниг профессиональных актёров.
  • Середина 1980-х годов — западные издатели начинают покупать права не только на печатную публикацию, но и на аудиоверсию книги. Это становится повсеместной практикой: сегодня при многих крупных издательствах существует отдел аудиозаписи.
  • 1987 — образована профессиональная Ассоциация аудиоиздателей (Audio Publishers Association).
  • 2002 — аудиокниги всё чаще выходят одновременно с печатной версией.
  • 2006 — оборот мирового рынка аудиокниг составляет 800—850 млн долл. (по данным агентства «Piper Jaffray»).
  • Июль 2006 — оборот российского рынка аудиокниг оценивается в 7-8 млн долл. (по данным издательства «Ардис»).

Технологии создания

Профессиональная студия для записи аудиокниг.

Как правило, аудиокниги начитываются актерами в профессиональных студиях, снабженных специальным оборудованием для качественной записи речи и фильтрации шумов.

В последнее время широко распространены аудиокниги, записанные энтузиастами-любителями на домашнем оборудовании, например в рамках проекта LibriVox.

Для создания аудиокниг возможно использование программ синтеза речи, однако широкого применения данный подход не получил по причине низкого качества получаемого материала (в первую очередь, монотонности записи).

Впоследствии, при редактировании, к речи может быть добавлено музыкальное или звуковое сопровождение.

Качество

  • слышимость, отсутствие посторонних шумов (зависит от качества применяемой аппаратуры, помещения, последующей обработки записи и формата хранения данных)
  • правильность чтения и ударения.

Преимущества и недостатки

Преимущества
  • Человеческое зрение изначально не приспособлено для чтения букв с листа и восприятия покадровых фильмов[источник не указан 5232 дня], поэтому основным преимуществом аудиокниги является естественность восприятия информации, при условии воспроизведения через громкоговоритель. При воспроизведении через наушники естественность теряется, поскольку звук доставляется прямо в ухо. Кроме того, у громкоговорителя легко достичь нужного для комфортного восприятия тембра звучания.
  • Меньшие нагрузки на зрение
  • Для слепых и медленночитающих либо читать не умеющих (например детей 4-6 лет) аудиокнига — единственно возможный способ узнать содержание книги (слепые могут также использовать шрифт Брайля).
  • Возможно параллельно, при прослушивании, заниматься другим делом. Возможность слушать аудиокнигу тогда, когда читать неудобно, например, в маршрутном такси или в метро.
Недостатки
  • Чтение — процесс более быстрый, нежели прослушивание (хотя, некоторые плееры позволяют регулировать скорость воспроизведения до скорости превышающей среднюю скорость чтения[источник не указан 4344 дня]).
  • Бо́льший размер файла, в сравнении с текстовым. Так, текстовый файл занимает максимум 2-3 МБ, а аудиокнига — около 700 МБ (что неск. зависит от формата сжатия), хотя, на современных компьютерах размер файла не имеет принципиального значения. В настоящее время для записи аудиокниг наиболее популярны форматы сжатия с потерей качества — Ogg Vorbis и MP3. При их использовании 200-страничная книга помещается на одном компакт-диске объёмом 700 МБ.