Текст:Юрина Нина. Пандоры — «Барби» семнадцатого века (ж. Кукумбер 2001 № 9)

Материал из Буквицы
Версия от 10:52, 20 июля 2018; Karaby (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Юрина Нина — Пандоры — «Барби» семнадцатого века

Конечно, вы думаете, что вы самые крутые, что только у поколения, вскормленного пепси и сниккерсами, есть такие навороченные и потрясные игрушки, вроде Барби. Как бы ни так! Куклами ещё Зевс забавлялся. А своя Барби была ещё в 17 веке! И даже две. Вот так-то. Однажды верховный древнегреческий бог Зевс разгневался на людей и решил им страшно отомстить. Он заказал божественному кузнецу Гефесту… куклу необычайной красоты. Гефест сотворил ее из земли и воды. Богиня Афина возложила ей на голову прекрасный венец, Афродита одарила обаянием, грацией и изяществом, нимфы украсили ее наряд гирляндами из весенних цветов, а Гермес научил хитрости и изворотливости. Ожившую куклу назвали Пандора – «осыпанная дарами», а в приданое дали ящик, который запретили открывать. Пандора спустилась на землю, вышла замуж за человека, покоренного ее очарованием и, конечно, открыла запретный ящик, из которого вылетели Болезни, Голод, Зависть и прочие чудовища. Так, – говорится в древнегреческом мифе о Пандоре, – на Земле появились разные несчастья, а также особая порода изнеженных женщин, требующих роскоши и украшений. В XVII веке этим именем звали французских кукол, которые унаследовали от своей греческой тезки красоту и страсть к роскошной жизни. Пандор было две. Так, в паре, их и покупали. У одной был гардероб из вечерних туалетов, сшитых по последней моде, а у второй – из домашних платьев. Парижские изготовители Пандор получали заказы со всего мира. Все богатые дамы хотели иметь красавиц-кукол, чтобы… быть в курсе парижских мод. Выписывали их и российские модницы. Таких кукол покупали и для молодых девушек из богатых и благородных семей. Они должны были развить у своих хозяек чувство моды и стиля. К тому же девушки с удовольствием шили новые наряды своим любимицам и таким образом учились рукоделию. В XVIII веке увлечение дорогими куклами во Франции стало просто манией. В приданое к этим куклам-принцессам давались: сундучки с нарядами, мебель, искусно сделанная из дорогих пород дерева, кареты, посуда – все это из золота, серебра, фарфора, хрусталя и слоновой кости. Изготовление игрушечной обстановки и утвари достигло высочайшего искусства. Этому способствовало правило тех времен – для принятия в цех ремесленников подмастерье должен был изготовить уменьшенную копию изделия. Каретник – карету, мебельщик – мебель и так далее. В музеях Европы сейчас хранятся такие «экзаменационные» игрушки: миниатюрные резные креслица с мягкими подушками, стульчики-грелки, крошечные чайные приборы, серебряные подсвечники, ложки, утюги, гитары… В XIX веке в Париже появилось множество «кукольных» профессий: кукольные модистки, сапожники, мастера по корсетам и перчаткам. Специальные магазины торговали миниатюрными веерами, украшениями, нижним бельем и другими предметами. Специальные журналы рекламировали последнюю моду для кукол. Куклы могли продаваться с целыми сундуками одежды и аксессуаров. Но всегда можно было пойти в магазин, чтобы подобрать для своей маленькой модницы еще один наряд, сумочку или перчатки.