Уличный листок

Материал из Буквицы
Версия от 03:26, 17 февраля 2014; Karaby (обсуждение | вклад) (нoвый ключ copтиpoвки для Категория:Уличные листки: "!" с помощью HotCat)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Уличные листки появились в большом количестве в 1858, порожденные успехом «Весельчака». Они продавались на улицах и представляли собой своеобразные газетки с непериодическим выходом. Имена авторов (они же издатели) в большинстве случаев оставались неизвестными. По содержанию и направлению листки весьма неоднородны. Большая часть их носила развлекательный характер и была лишена сколько-нибудь определенных идейных устремлений. Некоторые отличались характерным для эпохи духом либерального обличительства. Встречались листки и охранительного характера.

Как правило, листки были рассчитаны на читателя из «простонародья», поэтому язык их оснащался псевдонародными выражениями, некоторые из них написаны в форме раешника.

Ориентация уличных листков на демократического читателя привлекла к ним внимание официальных кругов. Наступление против листков было начато в мае 1858 распоряжением о запрещении «придавать сим листкам наружную форму, исключительно принадлежащую периодическим изданиям вообще, а в особенности газетам». Вследствие этого с середины мая листки издавались в виде брошюр, что значительно сократило их распространение. Позднее, когда уличные листки начали появляться в Москве, министр народного просвещения Е. П. Ковалевский предписывал председателю Московского цензурного комитета препятствовать их распространению. Совершенно подорвало существование листков запрещение их уличной продажи. Все эти распоряжения, относящиеся к маю — июню 1858, привели к прекращению этого нового вида изданий: в апреле — мае вышло 34 листка, в июне — 9, затем листки выходили по 1—2 в месяц.

Обращение листков к читателю из народа вызвало интерес к ним и в революционно-демократическом лагере. Н. А. Добролюбов, давая листкам резко отрицательную оценку, пишет: «А если бы вести их мало-мальски порядочно, род этот мог бы утвердиться и оказывать немалое пособие серьезной литературе. Журналы выписываются немногими, серьезные книги еще меньше распространяются в публике; к газетам у нас тоже как-то плохо привыкают. При таком положении дел летучие листки могли бы сделаться лучшими проводниками здоровых понятий в те слои общества, которые чуждаются серьезной литературы. Под покровом шутки можно бы здесь высказывать очень многое. К сожалению, никто из издателей листков этим не воспользовался» («Уличные листки», Полн. собр. соч., т. 3, М., 1936).

Ист.: Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник. — М.: Гос. изд-во Полит. лит., 1959