Текст:Колупаев Виктор. Без периферии

Материал из Буквицы
Версия от 09:27, 14 декабря 2017; Karaby (обсуждение | вклад) (Новая страница: «= БЕЗ ПЕРИФЕРИИ = '''Виктор Дмитриевич Колупаев по профессии радиоинженер. Живёт и работа…»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

БЕЗ ПЕРИФЕРИИ

Виктор Дмитриевич Колупаев по профессии радиоинженер. Живёт и работает в Томске. Известен своими книгами «Случится же с человеком такое» (1972), «Качели Отшельника» (1974), «Билет в детство» (1977), "Фирменный поезд «Фомич» (1979), «Зачем жил человек?» (1982), «Поющий лес» (1984), «Седьмая модель» (1985). За сборник «Весна Света», вышедший в Томске в 1986 году, писатель был удостоен премии «Аэлита-88» — единственной в стране награды фантастам, ежегодно присуждаемой журналом «Уральский следопыт».

На празднике фантастики в Свердловске новоиспеченный лауреат выступил перед читателями и ответил на вопросы «фэнов».

— Лучшая фантастика всегда была революционной, поэтому её всегда давили. У нас до сих пор нет журнала фантастики. Причем, если в прошлые годы это было труднообъяснимо, но хотя бы понятно, то совершенно не понятно, почему отношение к фантастике не меняется в нашей стране сейчас, в очень сложное и интересное время.

Советский Союз — единственная развитая держава, в которой нет такого журнала. Он нужен не только читателям, но и писателям. Он нужен фантастике вообще. В нём были бы теоретические статьи, споры между различными течениями (а они естественны). Я представляю себе роман с продолжением, повести, рассказы, сообщения о событиях в фантастическом мире в нашей стране и за рубежом.

Время терять нельзя. Нужно, чтобы наши годы для фантастики не пропали, оставили свой след.

…Вы представляете, каково бывает начинающему фантасту, тем более если он живёт на периферии? Мне попались прекрасные люди. Это Бела Григорьевна Клюева — она была редактором издательства «Молодая гвардия». Вообще, это была прекрасная редакция, издавалось много хороших книг.

Помог Евгений Павлович Брандис из Ленинграда, Я был там однажды в командировке. Со мной — пачка рассказов, которые никто не хотел читать. Зашел в Союз писателей, оставил их и написал сверху: «Ну, прочитайте хоть кто-нибудь». Через год Евгений Павлович мне ответил. Кое-что ему понравилось.

Мне очень помогли Виталий Иванович Бугров (зав. отделом фантастики в «Уральском следопыте») и Геннадий Маркович Прашкевич из Новосибирска, редактор Западно-Сибирского издательства. Мне везло на хороших людей.

— Насколько Ваше творчество автобиографично?

— Конечно, моя биография как-то подсознательно влияет на рассказы. Например, я радиоинженер по образованию, поэтому в большинстве случаев у меня главные герои — инженеры или научные работники. Я хорошо знаю эту среду.

Или, например, я как-то заметил, что у меня, кажется, только в одном рассказе (из тех, где я писал о детях) есть мальчики. Во всех остальных — девочки. Это, может быть, тоже автобиографично, потому что у меня дочь и у всех моих родственников дочери.

— Считаете ли Вы, что были самым достойным претендентом на премию «Аэлита» среди ныне здравствующих советских писателей-фантастов? Если бы от Вас зависело, кого из своих коллег Вы назвали бы лауреатом?

— Никогда об этом не думал. Это меня как-то выбило из колеи. У меня девиз (не я его изобрел): хорошо прожил тот, кто прожил незаметно.

А если бы я распределял награды или участвовал в обсуждении, то, пожалуй, предложил бы кандидатуры Вадима Шефнера или Михаила Анчарова. Я их считаю фантастами, поскольку понимаю фантастику широко.

— Каковы перспективы издания иеискалеченного «Фомича»? (Повесть "Фирменный поезд «Фомич» — Е. 3.).

— Перспектив никаких, хотя, конечно, хотелось бы переиздать эту повесть в таком виде, в каком она была написана. Дело в том, что она действительно была здорово искалечена. Она была большей по объёму, а «Молодая гвардия» (мне сказали) может издавать книги размером не более двенадцати авторских листов. То есть, сначала я сам её уродовал, потом мой редактор Дмитрий Зиберов (по-моему, он тогда впервые редактировал фантастику). Тогда он говорил примерно так: "Вот, Виктор Дмитриевич, у вас написано «детерминировано». Читатели не поймут, что такое «детерминировано». Я говорю: «Почему? Это вы не поймете, а читатели поймут». В таком вот духе у нас была работа.

В итоге он без моего согласия значительно урезал, просто кусками вырывал повесть, так что нелепости получились. Я был в ужасе, когда получил верстку. Все восстановил, отправил. А книга вышла так, как хотел Зиберов. Когда я приехал в «Молодую гвардию», мне сказали, что он в фантастике уже не работает.

— Не могли бы Вы рассказать о работе с молодыми томскими фантастами?

— У нас существует фантастический семинар, как я его называю. Авторы в возрасте от шестнадцати до шестидесяти. Из их произведений я составил сборник экологической фантастики. Книга сдана в Томское издательство. Предполагается, что она выйдет в 1990 году. Будет называться «Вполне порядочный мир».

Записал Е. ЗЫРЯНОВ

газ. Ленинец (Уфа). - 1989. - 28 янв. (№ 12). - С. 6.